Ссылки для упрощенного доступа

Ольга Ермолова: "Прекратить курение табака намного сложнее, чем употребление алкоголя"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие медицинский обозреватель Радио Свобода Ольга Беклемищева.



Кирилл Кобрин: Сегодня Международный день борьбы с курением. Всемирная организация здравоохранения называет курение ведущей устранимой причиной смертности современного человека. Тем не менее, не взирая на бесконечные повсеместные призывы бросить курить, за последние 20 лет в России число курильщиков увеличилось почти на полмиллиона человек, а число выкуренных сигарет увеличилось с 201 миллиарда штук в год в 1985 году до 414 миллиардов - в 2006-м. Рассказывает медицинский обозреватель Ольга Беклемищева.



Ольга Беклемищева: По общему мнению врачей, основной целевой группой, с которой надо работать для профилактики курения, являются дети и подростки. В Санкт-Петербурге пытаются ограничить доступ подростков к табаку. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : Северо-Западный общественный совет по подростковому курению активно занимается этой проблемой с 2005 года. На вооружение взята финская программа "Соревнование классов, свободных от курения", проводится большая работа с продавцами сигарет, только что выпущена специальная брошюра "Как отказать подростку в продаже табачных изделий". Это действительно большая проблема. Отказывать подростку - это значит не только терять клиента, но идти с ним на конфликт, а к этому готовы не все. Брошюра учит, как сгладить конфликт, как не обидеть и не унизить подростка, как стараться учитывать психологию возраста и относиться к нему как к сыну или дочери. Но, конечно, эта проблема не только психологическая. Опрос, предшествовавший выходу брошюры, показал, что для 100 процентов курящих подростков купить сигареты в ларьке - не проблема, а в сетевых магазинах это уже невозможно. Говорит главный специалист-эксперт управления Роспотребнадзора по Петербургу Надежда Калугина.



Надежда Калугина : Нам очень сложно проверять продажу розничную табачных изделий совершеннолетним, потому что не всегда мы имеем такого несовершеннолетнего при проверках, где нужен обязательно его паспорт, обязательно нужны понятые, чтобы это все оформить. И законодательство очень несовершенно. Во-первых, малозначительные штрафные санкции... Как правило, штрафуется продавец, а штрафные санкции продавца от 300 рублей до 1,5 тысяч. Такими мерами мы, конечно, вряд ли сможем что-то изменить.



Татьяна Вольтская : В большей степени приходится уповать на обучение продавцов, говорит директор учебного центра торговой сети "Дикси" Елена Одинцова.



Елена Одинцова : У нас очень большой хороший учебный центр. Любой сотрудник, приходящий в нашу компанию, сразу же проходит обучение. Одной из центральных программ обучения является тренинг по стандартам обслуживания покупателей.



Татьяна Вольтская : Механизмы воздействия на работников мелкорозничной торговли еще предстоит выработать.



Ольга Беклемищева: А что же делается для того, чтобы подростку не пришло в голову покупать сигареты? Я спросила заведующую Московским городским центром по профилактике и лечению табакокурения Ольгу Ермолову: "Ольга Ивановна, курение табака - это болезнь или вредная привычка?"



Ольга Ермолова: О вредной привычке можно говорить, когда только начинают пробовать. Вот в возрасте 10-11 лет… и с 9 лет начинают пробовать курить, вот в этот момент можно говорить еще о привычке, потому что у них не сформировалась зависимость от курения табака. Впоследствии, когда подросток начинает курить каждый день, уже формируется табачная зависимость. И вот это патологическое влечение к курению табака не позволяет у некоторых подростков и людей... когда они прекращают курить, происходит обострение этого патологического влечения к курению табака. Мы называем это "синдромом отмены". Он включает в себя и постоянные мысли о курении. Может возникнуть головная боль, может возникнуть головокружение, нестабильное артериальное давление, то оно повышается, то оно понижается, возникает утомляемость, раздражительность, снижается работоспособность. И вот вся эта симптоматика при повторном закуривании исчезает. Если пациент не получает лечения, которое убирает эту симптоматику, конечно, он начинает курить снова.



Ольга Беклемищева: А как можно помочь?



Ольга Ермолова: Заместительная терапия назначается. Причем лечение комплексное. Здесь подключаются и психотерапия, иглорефлексотерапия, нормобарическая гипоксия (вдыхание смеси, обедненной кислородом). Это все направлено на то, чтобы нормализовать состояние пациента и позволить ему безболезненно прекратить курить.



Ольга Беклемищева: Насколько я понимаю, ваш центр один такой.



Ольга Ермолова: В Москве да. Мы единственный центр, который оказывает бесплатные консультации или лечение, где вот такой комплексный подход к данной проблеме.



Ольга Беклемищева: Ольга Ивановна, а как вам все-таки кажется, что нужно сделать для того, чтобы в России курили меньше?



Ольга Ермолова: Вы понимаете, у нас же остаются традиции курения. К сожалению, отношение микросоциальной среды остается... как было 20 лет назад, так и остается. И пока такое отношение в среде, естественно, будут продолжать курить. Не считают, что это заболевание, которое приносит очень большой вред здоровью. Вред-то когда-то, они будут ощущать его лет через 20, а сейчас молодые, здоровые, ничего не ощущают - ну и чего, мало ли, вдруг меня пронесет... Психика подростковая настроена на то, что они не воспринимают...



Ольга Беклемищева: Что они бессмертны.



Ольга Ермолова: Да. Они бессмертны. Я давно занимаюсь этой проблемой и могу сказать, что прекратить курение табака намного сложнее, чем прекратить употребление алкоголя.



Ольга Беклемищева: Это была Ольга Ермолова.


Может быть, отвыкнуть от курения тяжелее, чем бросить пить именно потому, что это более простительная, с точки зрения современного российского общества, зависимость.


У академика Рафаэля Оганова, директора государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины я спросила: "Рафаэль Гигамович, может быть, пора менять тактику борьбы с курением, раз нынешняя не принесла успеха?"



Рафаэль Оганов: Вы абсолютно правы, конечно. Только мерами просвещения населения о вреде курения проблему решить невозможно. Просвещение - это базис для дальнейших действий. К сожалению, мы в России в основном используем этот базис, мы без конца просвещаем население, объясняем, как вредно курить, проводим огромные конференции, тратим на это массу денег. А население слушает и курит. Для того, чтобы эффективно дальше бороться, нужны законодательные меры, которые бы касались самых разных сторон курения табака. И третье направление - это должно быть оказание помощи тем, кто хочет бросить курить, но, к сожалению, из-за никотиновой зависимости сделать это не может. Вот две вторые стратегии у нас пока развиты слабо.



Ольга Беклемищева: Я с изумлением узнала, что в Москве только один городской центр по профилактике и лечению табакокурения, где бесплатно людям помогают бросить курить. Как-то этот вопрос о расширении сети таких центров не ставится?



Рафаэль Оганов: Этот вопрос все время поднимается. Но это не так все просто. Мы создавали подобные кабинеты в нашем центре. Я бы не сказал, что население валом валило туда для того, чтобы отказаться от курения. Поэтому тут обоюдные такие должны быть действия - на предмет просвещения населения, стимулирование населения, и в то же время должны быть доступны и вот такие центры.



Ольга Беклемищева: Это был академик Рафаэль Оганов.


Так что пока количество курящих растет, центры по бесплатному лечению доступны ничтожному проценту курильщиков, а о мерах стимулирования за отказ от курения даже и не слышно.


XS
SM
MD
LG