Ссылки для упрощенного доступа

Рост цен в России будет продолжаться


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.



Кирилл Кобрин: По оценкам финансовых экспертов, рост цен в России, несмотря на все усилия властей, продолжается. Согласно прогнозам Минэкономразвития, инфляция в стране по итогам 2007 года может превысить 11 процентов. При этом появилась опасность, как отмечают эксперты, резкого повышения цен в будущем году. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов: Рост цен на продовольствие в России замедлился, инфляция за первую неделю ноября составила 0,2 процента, но это не значит, что проблема решена, утверждают финансовые эксперты. Рост цен в нынешнем году будет выше примерно на 40 процентов, чем предполагалось, считает известный экономист Михаил Делягин.



Михаил Делягин: Правительство добилось некоторых успехов, нужно отдать ему должное, официальная инфляция замедлилась по сравнению с октябрем и в ноябре будет примерно в два раза ниже, с реальной произошло то же самое. Но рост цен не остановился и будет в этом году процентов на 40 выше, чем предполагалось. Причина в том, что правительство не борется с реальными причинами, со злоупотреблением монопольным положением. Это главная причина роста цен. Бороться с этим тяжело, потому что технологически сложно, бороться с этим политически опасно. Недаром у нас законы не позволяют практически ограничивать произвол монополий. Но это не причина пассивности государства, а просто следствие политической влиятельности монополий. Ну и просто существующий, сложившийся государственный строй, который основан на коррупции, ограничивает возможность борьбы с коррупцией и ограничивает возможность, соответственно, завышения цен монополиями. Потому что, если монополии не будут завышать цены, у них не останется денег для выплаты взяток и поборов представителям правящей бюрократии.



Олег Кусов: Между тем в следующем году рост цен в России окажется более высоким.



Михаил Делягин: В начале следующего года будет инфляционная волна довольно серьезная, вызванная, во-первых, тем, что с 1 января, согласно решению правительства, в два раза ускорится рост цен на газ. Раньше он рост на 12-13 процентов в год, теперь он вырастет на 25 с 1 января, а это потащит за собой рост тарифов на услуги ЖКХ и стоимость электроэнергии. И второе: в результате изменений, которые нашим правительством внесены в федеральный бюджет, расходы четвертого квартала вырастут в 2,3 раза, более чем на триллион рублей. Инфляционный эффект от такого масштабного вброса денег можно сравнить с ударом кувалдой по пианино. Это не злой умысел и это не глупость. Причина в том, что в нашей экономике из-за того, что государство не использует имеющиеся деньги, а замораживает их в золотовалютных резервах, стабфондах и просто на счетах бюджета, из-за такой политики государства у нас острая нехватка ликвидности в экономике. И государство через бюджет вбрасывает огромные деньги, чтобы как-то ограничить этот кризис ликвидности. И поскольку эти деньги вбрасываются с совершенно недостаточным контролем над их использованием, то инфляционный эффект будет очевиден и он будет очень болезненным.



Олег Кусов: Главный редактор газеты «Промышленные ведомости» Моисей Гельман объясняет нынешний рост цент в России просчётами 15-летней давности.



Моисей Гельман: На рост цен влияет целый ряд факторов. Один из основных факторов - это перекос цен. В 1992 году правительство Гайдара директивно в пять раз увеличило цены на энергоресурсы и железнодорожные перевозки и любой НДС в размере 20 процентов. С тех пор начались гонки цен друг за другом. Наглядно это видно на примере стоимости тонны дизтоплива и тонны зерна. Если в декабре 1991 года сельский труженик, продав одну тонну зерна, мог купить 4 тонны дизтоплива, то в декабре прошлого года он должен был продать почти 5 тонн зерна, чтобы купить одну тонну дизтоплива. Цены на сельхозпродукцию существенно отстали от цен на энергоресурсы, на железнодорожные перевозки. Тем не менее, правительство ежегодно подстегивает инфляцию, увеличивая тарифы на электроэнергию, на железнодорожные перевозки. Совершенно очевидно, что это тянет за собой все остальные цены, которые существенно отстали. Много сегодня говорят о том, что якобы виноваты во всем цены на нефть высокие. Это от лукавого. Дело в том, что в результате порочной налоговой системы, которая противоречит самому Налоговому кодексу, происходит вымогательство налогов не у предприятий, потому что в итоге все налоги, за исключением экспорта, выплачивает население страны. Потому что сама по себе промышленная продукция никому не нужна, если она не востребована в производстве конечной потребительской продукции. Все налоги и прибыль концентрируются в конечной цене продукции. А так как доходы населения все время ограничиваются, то низкий платежеспособный спрос населения на потребительские товары привел к тому, что резко упал спрос на промышленную продукцию. Поэтому экономика приняла уродливую форму сырьевую, экспорта сырья в основном.



Олег Кусов: Возможен ли в обозримом будущем в России дефолт? На этот вопрос отвечает Моисей Гельман.



Моисей Гельман: В том масштабе, в каком был в 1997 году, нет. Но я вам скажу следующее. Доллар подорожают, вынуждены будут пойти на то, чтобы доллар подорожал. Курсом манипулирует Центробанк, осуществляя, не осуществляя интервенцию на Межбанковской валютной бирже. И он вынужден будет пойти на то, чтобы рубль упал в цене, иначе проблемы не решить.



Олег Кусов: Так считает главный редактор газеты «Промышленные ведомости» Моисей Гельман.


Экономист Михаил Делягин полагает, что дефолта в привычном понимании этого слова в ближайшее время не будет, но без определённых сложностей Россия не обойдётся.



Михаил Делягин: Дефолт - это отказ или невозможность выплачивать свои долги. Государственные долги незначительны и, имея сегодняшние золотовалютные резервы, Россия спокойно будет выплачивать эти долги. Внутренние долги хоть и предполагается нарастить вдвое в ближайшие три года, они тоже незначительны относительно масштабов не только поступающих средств, но и относительно масштабов накопленных средств. Единственная проблема - это коммерческий долг. Частные корпорации, которые накопили совершенно астрономический долг, превышающий 343 миллиарда долларов на 1 июля, если быть точным, частный долг и этот долг еще увеличится. Понятно, что по долгам частного бизнеса государство не отвечает. Если наши частные компании не смогут расплатиться с долгами, это будет неприятно, но это не будет тем, что мы понимаем под словом "дефолт". Но огромные долги взяли на себя государственные корпорации, которые практически не имеют внятных бюджетных ограничений. И вот это некоторая проблема, потому что у них могут возникнуть сложности. Но именно сложности, потому что даже с учетом долга "Газпрому", даже с учетом долга "Роснефти" и некоторых других подобных компаний они имеют возможность расплатиться даже в случае падения цен на нефть. Поэтому я не стал бы нагнетать страх в этой сфере. У нас действительно возможен кризис внешнего долга, когда часть наших бизнесменов не сможет расплатиться с внешним долгом, не сможет перекредитоваться, это будет некоторая сложность, но это не будет то, что мы подразумеваем под словом "дефолт". Это не будет катастрофой.



Олег Кусов: Говорил известный экономист Михаил Делягин.


XS
SM
MD
LG