Ссылки для упрощенного доступа

Объявлены результаты парламентских выборов в Косове


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Айя Куге, Ян Рунов.



Андрей Шарый: Победителем состоявшихся в воскресенье парламентских и местных выборов в Косове стала Демократическая партия Косова, прежде находившаяся в оппозиции. Голосование, как заявляют международные наблюдатели, прошло без инцидентов и серьёзных нарушений. Косовские сербы в выборах участия практически не принимали, проголосовало меньше одного процента сербов, живущих в крае.



Айя Куге, Белград: Наблюдавший за голосованием специальный представитель генерального секретаря ООН в Косове Йоахим Рюкер заявил сразу после выборов.



Йоахим Рюкер: По-моему, люди продемонстрировали политическую зрелость, явка была довольно высокой. Это была очень значимый этап для становления демократии в Косове.



Айя Куге: Лидер оппозиционной Демократической партии Косова Хашим Тачи уже через пару часов после закрытия избирательных участков провозгласил победу и сообщил, что будет новым премьер-министром. Его партия в парламентских выборах получила 34 процента голосов. Аналитики считают, что с приходом к власти бывшего полевого командира расформированной Освободительной армии косовских албанцев Хашима Тачи, политическая арена Косова изменится. Белград обвиняет Тачи, который во время войны с сербами был известен под кличкой Змея, в совершении военных преступлений против сербского населения. Однако наблюдатели теперь считают его реалистически настроенным и относительно умеренным политиком. Хороший результат Демократической партии Косова они объясняют тем, что избиратели недовольны предыдущим правительством, которое ничего не сделало для улучшения жизни граждан.


Для формирования правительства Хашиму Тачи придётся искать коалиционных партнёров. Сообщается, что ему окажет поддержку президент Косова Фатмир Сейдию. Сейдию возглавляет ранее крупнейшую политическую партию косовских албанцев - Демократический союз. Расстановка политических сил в Косово изменилась после смерти Ибрагима Руговы два года назад. Более десяти лет Ругова считался общепризнанным лидером косовских албанцев, а вскоре после смерти его партия раскололась. Демократический союз Косова на выборах в парламент набрал примерно 22 процента голосов.


На третьем месте - несколько неожиданно - осталась недавно созданная партия «Союз за новое Косово» албанского миллионера, политика популистского толка Беджета Пацолли, набравшая 12 процентов голосов. Пацолли, имевший в свое время бизнес-интересы в России и вовлеченный в скандал о расходовании средств на реставрацию Кремля, обещал избирателям десятки тысяч новых рабочих мест и экономическое процветание. Что касается независимости от Сербии, то ее обещали все политики косовских албанцев. Президент Косова Фатмир Сейдию заявил, что каждый голос на выборах - это голос за независимость.



Фатмир Сейдию: Необходимо понять, что сейчас Косово открывает важнейшую главу своей истории, я говорю о его политическом статусе. Наша главная цель - построить лучшую жизнь для нашего народа, создать перспективу для каждого, кто будет жить в независимом и суверенном государстве Косово.



Айя Куге: 100 тысяч косовских сербов бойкотировали выборы. Этого требовало белградское руководство: участие сербов в голосовании якобы обеспечило бы легитимность косовских властей перед провозглашением независимости края в одностороннем порядке. Во многих сербских анклавах даже не были открыты избирательные участки. Даже те лидеры косовских сербов, которые не согласны с бойкотом, не посмели сопротивляться решению Белграда. Один из них - Оливер Иванович.



Оливер Иванович: Этот бойкот лишь нанёс ущерб сербам. Он абсолютно ничего не даст. До сих пор мне никто в Белграде не был в состоянии объяснить, что мы получаем от этого бойкота. Больше всего это похоже на типичное сербское упрямство. Но на этот раз мы за упрямство дорого заплатим. Косовским сербам не к кому будет обращаться, не будет их представителей в парламенте. Кто теперь будет решать злободневные проблемы сербов, проблемы безопасности? Другой важный вопрос: наше долгосрочное существование в Косове. Сербии в Косове будет столько, сколько в Косове будет сербов. А в этих условиях сербов останется всё меньше и меньше.



Айя Куге: В косовском парламенте 120 депутатов. 20 мест автоматически закреплены за представителями национальных меньшинств, в том числе 10 кресел для сербов. Если бы сербы приняли участие в парламентских выборах, они бы могли получить, по меньшей мере, ещё 10 депутатских мандатов и получить возможность серьёзно влиять на политическую жизнь Косова. Однако на этот раз не состоялись даже местные выборы в сербских анклавах.



Андрей Шарый: О ситуации в Косове после выборов в парламент и перспективах совместной жизни сербов и албанцев в этой области я беседовал с представителем департамента по связям с прессой миссии ООН в Косове Александром Иванько.



Александр Иванько: Выборы прошли очень хорошо, не было никаких инцидентов. Где-то около 45 процентов приняло участие в выборах, это лишний раз показало, что существует демократическое общество. Единственная проблема, что, как и ожидалось, большинство косовских сербов не приняло участие в выборах, пока точно цифры мы не знаем, но где-то несколько сотен человек только решили участвовать в выборах, несмотря на очень сильное давление и угрозы, которые шли из Белграда в отношении косовских сербов.



Андрей Шарый: Вы считаете, что основная ответственность за то, что сербы не приняли участие в выборах, лежит на Белграде, не на албанских косовских властях?



Александр Иванько: Нет, это однозначно вся ответственность лежит на Белграде. Был целый ряд достаточно угрожающих заявлений со стороны белградских официальных лиц, были угрозы непосредственно кандидатам, которые хотели участвовать в выборах, в результате многие кандидаты отказались участвовать в выборах. Это результат однозначно политики Белграда.



Андрей Шарый: У вас есть какие-то претензии или замечания к политике косовских албанских властей по их отношению к сербскому меньшинству?



Александр Иванько: Естественно, здесь все не так хорошо, как хотелось бы. Но давайте не забывать, в том числе и многие косовские албанские лидеры выступали с заявлениями, встречались с косовскими сербам, призывали их принять участие в политической жизни Косова. Некоторые партии согласились это делать, но многие отказались участвовать. В этой ситуации у нас особых претензий нет.



Андрей Шарый: Общее заявление, с которым выступают все фактически албанские политики в Косове, это провозглашение односторонней независимости области после 10 декабря. Этот срок связан с тем, что истекает срок полномочий международной тройки, как известно. По вашим оценкам, действительно ли будет сделано такое заявление?



Александр Иванько: Пока рано об этом говорить. Давайте все-таки посмотрим, чем закончиться переговорный процесс. Завтра будет очередной раунд переговоров тройки между Белградом и Приштиной. Давайте подождем результатов и доклада тройки генеральному секретарю.



Андрей Шарый: Тем не менее, до сих пор эти переговоры, а идут они уже несколько месяцев, не привели ни к какому результату. Поэтому большинство аналитиков уверено, что и успеха ждать не приходиться. Как могут развиваться события в том случае, если албанское Косово провозгласит независимость?



Александр Иванько: Как любая миссия ООН, мы, естественно, планируем наши действия, исходя из нескольких возможных сценариев после 10 декабря. Но, опять же, как любая миссия ООН, мы публично не будем обсуждать наше планирование.



Андрей Шарый: За те годы, которые миссия ООН работает в Косове, лучше стало сербам?



Александр Иванько: Стало лучше. Все равно, конечно, проблем вагон. Возьмите Приштину, например, Грачаницу близлежащую, здесь анклав. Между ними идет торговля, между сербами и албанцами, достаточно много сербов стало сейчас приезжать в Приштину, вы можете услышать сербскую речь в Приштине. В других анклавах опять же ситуация достаточно разная. В Северной Митровице есть контакты между косовскими сербами и албанцами, но они очень минимальные. Опять все зависит от района.



Андрей Шарый: Сильное сепаратистское сербское движение на севере Косова?



Александр Иванько: Там, конечно, проблемы существуют и существуют параллельные структуры, в том числе в области здравоохранения, образования и т. д., и т. п. Но мы абсолютно жестко заявили косовским сербским лидерам там, что они являются частью Косова, сепаратистские движения на севере будут пресекаться.



Андрей Шарый: А албанцы какие-то живут в косовской Митровице? Там же были албанские кварталы 10 лет назад, скажем.



Александр Иванько: Да, там сейчас проживает где-то около 4 тысяч албанцев на севере Косова. Любое территориальное разделение Косова приведет к региональным проблемам. Поэтому мы уже достаточно жестко на политическом уровне заявили, что этого допускать нельзя.



Андрей Шарый: Поясните, пожалуйста, нашим слушателям: вот есть 20 мест в косовском парламенте, которые отдаются национальным меньшинствам, не только имеются в виду сербы, но и представители других меньшинств, которые живут в Косове. Тем не менее, часть мест там зарезервирована за сербскими представителями. Эти места будут кем-то заняты?



Александр Иванько: Пятипроцентного проходного минимума для сербских партий нет, поэтому, если они участвовали в выборах, да, они могут занять те 10 мест, которые за ними зарезервированы, еще 10 мест зарезервировано за другими нацменьшинствами. Теоретически, так как нет такого минимума, любые голоса, которые получили сербские партии, они имеют право занять места в косовском парламенте.



Андрей Шарый: Дипломат ООН, работающий в Косове, Александр Иванько.


Это уже третьи по счету выборы после 1999 года, когда сербские войска и администрация были выведены из края. На мандаты в законодательном органе претендовали 25 партий, 14 из которых представляют проживающие в крае неалбанские меньшинства. Албанское население Косова (повторю еще раз) настаивает на независимости края, Белград находит это абсолютно неприемлемым. Россия, как ожидают многие эксперты, вероятнее всего, использует право вето и не допустит принятия Советом безопасности ООН решения о предоставлении Косову независимости.


О том, как проблема Косова видится из Америки, с американским экспертом беседовал корреспондент Радио Свобода Ян Рунов.



Ян Рунов, Нью-Йорк: Анализ ситуации дал председатель Центра по проблемам терроризма и контртерроризма при филадельфийском Институте внешнеполитических исследований Майкл Раду.



Майкл Раду: Прежде всего, результаты выборов были, в основном, предсказуемы. Партия Хашима Тачи победила ещё большим количеством голосов, чем ожидалось, потому что население Косова настроено очень радикально. Все четыре албанские партии Косова в ключевых вопросах мало чем отличаются друг от друга: все они хотят объявить независимость 10 декабря. Сербы бойкотировали выборы, и в этом тоже не было ничего нового. Послушают ли косовары европейцев и американцев, призывающих не спешить с объявлением независимости? Не думаю. По договорённости с тройкой - США, Россией и Европейским союзом - переговоры с Сербией должны были закончиться к 10 декабря. Именно эта дата стала ключевой для косовских албанцев, решивших, что, чем бы ни закончились переговоры, независимость можно провозгласить 10 декабря. Собственно, ни албанцы, ни сербы не верили в эти переговоры. Европейцы могут делать вид, что они просят албанцев воздержаться от одностороннего отделения от Сербии, но они знали раньше и знают сейчас, что процесс уже нельзя остановить. Сами европейцы создали, а, вернее, усугубили проблему Косово, и 10 декабря Косово объявит свой край независимым.



Ян Рунов: Какова будет реакция США?



Майкл Раду: США, вероятно, признает независимость, о чём Вашингтон предупреждал Сербию неоднократно. Америка делала это, желая склонить Сербию к переговорам с Косово и уступкам. Но переговоры ни к чему не привели, и теперь Вашингтону придётся сделать то, что, возможно, и не хотелось изначально. То же самое придётся сделать Европейскому союзу в целом, но отдельные страны Союза, вероятно, откажутся от признания независимости, и это создаст конфликтную ситуацию внутри Европейского союза. Против независимости Косово будут те, кто географически ближе к этому району и знает ситуацию лучше. Это и Словакия, и Румыния, и, возможно, Болгария, и ряд других.



Ян Рунов: Какой вам видится ситуация внутри независимого государства Косово?



Майкл Раду: Прежде всего, была довольно низкой явка избирателей. Только албанские радикалы участвовали в выборах. Отсюда обоснованность опасений, что правительство премьер-министра Хашима Тачи почти неизбежно столкнется с беспорядками и Косово станет угрозой безопасности соседних государств. Европейцы повторили с Косово ту же ошибку, которую совершили с Кипром, когда своими действиями только ухудшили положение. Так что я не слишком оптимистично настроен. Процесс радикализации Косова будет продолжаться, одновременно будут развиваться криминальные структуры и, вероятно, укрепляться исламские группировки.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG