Ссылки для упрощенного доступа

Строительный бум идет во вред большим городам


Программу ведет Арслан Саидов . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская .



Арслан Саидова : Специалисты считают, что строительный бум, который переживает Петербург и другие большие города России, идет этим городам во вред. Архитекторы жалуются, что строительные компании и городские власти делают архитектуру своей служанкой, тогда как именно она должна стоять во главе там, где речь идет о рациональной организации пространства. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : Сегодня в России много говорится о необходимости обеспечить людей доступным жильем, сделать города современными, безопасными и удобными. Но часто на форумах и "круглых столах", где обсуждаются эти вопросы, нет архитекторов. На это обратил внимания петербургский архитектор Борис Устинов.



Борис Устинов : Строительство - это важная, но одна сторона обустройства жизни народа. Направляет эту деятельность - архитектура. Понимание природы, сущности, цели и задачи архитектуры, которое укоренено как в общественном, так и в цеховом сознании, меня не то, что тревожит, а страшит. Архитектура - есть существительное, а не прилагательное. И красота есть существительное, а не прилагательное. Спросите у каждого человека на улице, как он понимает архитектуру, всем вам скажут, что это фасад, красивое здание. А красивое здание понимается, как поверхность. С этим связаны огромные утраты в решении самой основной задачи - обустройства нашей жизни. Архитектор создает две партитуры. Одна партитура, как я шучу, проект - это партитура для каменщика, а вторая, пространственная - партитура жизни.



Татьяна Вольтская : Непонимание задач архитектуры - это не только российская, но общемировая проблема, считает Борис Устинов.



Борис Устинов : Мы часто подменяем серьезную градоустроительную деятельность косметической деятельностью. Например, я живу на Московском проспекте. Недалеко от меня год тому назад возникла Фонтанная площадь. Вообще, фонтаны в нашем северном городе - это особая действительность. Московский проспект - это одна из самых важных артерий Петербурга. Эта артерия забита тромбами все время. Мы часто говорим - у нас нет денег. У нас нет не денег, у нас нет внимания. Потратить надо было эти 30 миллионов на обустройство вот этой артерии - сделать развязки. Кроме того, потрачена замечательная территория, которую можно было использовать совсем другим образом.


Мы не понимаем еще природы города. Фундаментальная основа - его ярусность. Подземное пространство надо было занимать не теми механизмами, которые обслуживают вот эту Фонтанную площадь, а там могли разместиться и стоянки, и магазины. Бесценная земля потрачена... Это примерно так, как украшают румянцем покойника.



Татьяна Вольтская : Сохранение исторического центра Борис Устинов понимает не механически, а как сохранение духа города - возвращение пешеходных пространств, где ходили Пушкин, Гоголь, Достоевский, для чего необходимо убирать транспорт под землю. Что же касается так называемых спальных районов, Устинов уверен, что город неоправданно разрастается.



Борис Устинов : Сейчас мы опять хотим вернуться к типовому проектированию, например, в решении жилищной проблемы. Это повторение уже пройденного ужасного пути. Ужасного не только, как некоторые думают, пространству, ущербом красоте городу, но ужасно еще по неэффективности экономической, социальной и так далее. Когда мы говорим об общедоступном жилье, самое главное - это реальная себестоимость того, что мы создаем. Вот когда площадь любого города увеличивается в 2 раза, коммуникации вырастают в 4 раза. Например, на территории Купчино могли быть решены все жилищные проблемы Петербурга.



Татьяна Вольтская : Если у Бориса Устинова претензии к росту города вширь, то член-корреспондент Международной академии наук экологической безопасности человека и природы Александр Голубков говорит о вреде разрастания вверх и не только с эстетической точки зрения.



Александр Голубков : Зоны, в которой находятся Питер и близлежащие окрестности, это зоны раздробленной коры, то есть масса разломов. При очень больших нагрузках число этих разломов увеличивается. Над этими разломами существует геопатогенные зоны, аномалии - электромагнитных полей, гравитационных полей, выделения радиоактивного радона и тяжелых металлов. Очень сильное влияние идет на людей, которые больны, и на малых детей. Повышенный уровень сердечно-сосудистых заболеваний, онкологический заболеваний, психических заболеваний. Допустим, до Приморского района, Выборгского района этажность составляет предельная 10-12 этажей. Здесь же строят 20 и больше.



Татьяна Вольтская : А культура строительства и проектирование в России настолько низка, добавляет Борис Устинов, что вместо экономии за счет этажности, все равно идет колоссальный перерасход материальных средств.



XS
SM
MD
LG