Ссылки для упрощенного доступа

Скандал вокруг «Соцарта» продолжается. Директор Третьяковки требует извинений от министра


Рекламу эта невинная картинка получила от министра Соколова на славу.
"Эра милосердия", Синие носы, <a href="http://e-gallery.guelman.ru/authors/bluenoses/moda-na-t/">Guelman E-Gallery</a>
Рекламу эта невинная картинка получила от министра Соколова на славу. "Эра милосердия", Синие носы, <a href="http://e-gallery.guelman.ru/authors/bluenoses/moda-na-t/">Guelman E-Gallery</a>

Генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Родионов настаивает на том, чтобы российский министр культуры Александр Соколов принес ему публичные извинения. В таком случае Родионов готов отозвать свой иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Глава Третьяковки решил судиться со своим начальником после того, как министр культуры во всеуслышание заявил, что в главной галерее страны процветает коррупция.


Предыдущей жертвой подобных обвинений из уст министра стал Михаил Швыдкой. В 2005 году руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Швыдкой подавал иск в суд в связи со словами министра о том, что в подведомственном Швыдкому агентстве процветает «взяточничество на всех этажах». Суд, впрочем, не состоялся – истец иск отозвал по причине примирения сторон.


Когда Валентина Родионова спросили, не страшно ли ему, ведь могут и уволить, тот чистосердечно признался: «Страшно. Потому что он министр, а я маленький человек. Но оскорблять Третьяковскую галерею никому нельзя, в том числе и министру культуры. Немножко переживаю, хотя немножко, потому что, если я заслуживаю увольнения, пускай меня уволят».


Конфликту Соколова с Родионовым - более двух месяцев. Все началось с того, что министр культуры в момент отправки во Францию выставки «Соцарт. Политическое искусство из России» назвал этот проект «позором для страны», а входящие в него произведения искусства порнографическими. К слову, 17 работ, которые руководству самой галереи показались скандальными, распоряжением этого самого руководства из экспозиции тогда изъяли. И все же выставка состоялась, ее и сейчас посещает парижская публика. Вот это то и не дает покоя Александру Соколову.


24 октября на пресс-конференции министр сделал следующее заявление (его цитирует Валентин Родионов): «Это же закон рынка. Если ты прописался в Третьяковской галерее, значит, ты автоматически стоишь дороже. И получается такое вторжение частного капитала в государственную политику, ибо Третьяковка устраивает свои выставки за счет российских налогоплательщиков. И это нельзя назвать ничем иным, как коррупцией».


Не любит Александр Соколов актуальное искусство и потому искренне считает, что такие вещи могут оказаться в собрании Третьяковки только за взятки. Примечательно, что и Валентин Родионов не раз признавался: это современное течение ему чуждо. Однако оно есть, а значит, его и изучать, и коллекционировать, и показывать необходимо. Директор Третьяковки считает за честь показать эти работы в Третьяковской галерее. И вот если бы эта выставка в Париж не поехала, это было бы позором для России, по его мнению.


По поводу якобы потраченных на акутальное искусство денег российских налогоплательщиков Валентин Родионов пояснил: «Я совершенно ответственно и серьезно заявляю, что на пополнение коллекции, приобретение этой коллекции и выставку соцарта и в Москве, и в Париже ни одной копейки средств налогоплательщиков не потребовалось. Выставку соцарта в Москве профинансировали British American Tobacco и Фонд "Новый". Выставку в Париже профинансировал фонд "Общества поощрения художеств". Я это заявляю совершенно официально, и заявление министра мне совершенно не понятно».


Кстати, кто-кто, а министр культуры должен был бы знать, сколько бюджетных денег поступает в российские музеи. Уже давно все крупные выставки проводятся при помощи спонсоров.


Но вот что непонятно: обвинения в коррупции прозвучали почти месяц назад, а исковое заявление Валентин Родионов направил в Таганский суд Москвы лишь в минувший понедельник. Отчего не сразу?


«Не очень просто критиковать министра и высказать ему какие-то возражения, быстрее не получилось у меня, - пояснил истец. - Я признаюсь, что я ровно неделю назад позвонил Александру Сергеевичу (может, этого не стоит и говорить, но скажу, раз начал) и сказал ему, что я очень оскорблен тем, что министр сказал, что в Третьяковской галерее коррупция, и что я прошу принести публичные извинения перед Третьяковской галереей и передо мной лично». По словам Родионова, Соколов отказался вспомнить свои зафиксированные в записи слова о коррупции в Третьяковской галерее и извинений не принес.


Валентин Родионов оценил ущерб чести и достоинства в символический один рубль, и пока надеется, что пресса поможет образумит министра:


«Мне не хотелось эту пресс-конференцию проводить, и я бы ее не провел, если бы не обвинения в коррупции. Можно все вытерпеть - и обиды, и за какие-то ошибки поругать нас, но обвинить в коррупции, извините, это чересчур. Я нисколько не сомневаюсь в интеллигентности нашего министра, но мне не понятно, что побудило его это сделать. То ли это ляп - вылетит слово, его не поймаешь, то ли это предвыборные амбиции, то ли это сделано специально. Но никто нас в этом не может обвинить, тем более министр культуры, член правительства. И вся эта скандальная ситуация мне страшно не нравится. Я хотел бы, чтобы она закончилась. И мне кажется это, знаете чем? Кошмарным сном. Я хочу поскорее проснуться. Мне хочется, чтобы этого суда не было, и я прошу вас, коллеги: помогите мне убедить Александра Сергеевича принести публичные извинения, и тогда я исковое заявление отзову. Я знаю, что вы можете это сделать. Я вас прошу, помогите, пожалуйста».


Между тем, как сообщил куратор проекта «Соцарт», руководитель отдела новейших течений Третьяковки Андрей Ерофеев, во Франции выставка пользуется большим успехом: «В Париже сейчас, после 20-летнего перерыва, опять такая волна увлечения, интереса к русскому современному искусству, и им было любопытно увидеть не только работы художников, которых они уже относительно знают, таких как "Синие носы" или Кулик, но и их предшественников, художников нон-конформизма, которые создали соцарт в 70-е годы. Для многих французов было открытием узнать, что не только Илья Кабаков существовал в это время в Москве, но существовали десятки замечательных художников. И мы достаточно подробно искусство этих людей показали».


Ну, а злые языки утверждают, что министр Соколов со своими нападками сделал выставке хорошую рекламу.


XS
SM
MD
LG