Ссылки для упрощенного доступа

В Хорватии оглашены предварительные результаты выборов в парламент


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый.



Виктор Нехезин: В Хорватии оглашены предварительные результаты состоявшихся в воскресенье выборов в Сабор - парламент. Две партии - правящая правоцентристская Хорватское демократическое содружество и социал-демократы - считались главными претендентами на победу, и эти предсказания подтвердились. Однако чистой победы не одержал никто, предстоят трудные переговоры о формировании коалиционного правительства. Мой коллега Андрей Шарый беседовал с находящимся в эти дни в Загребе известным экспертом по Балканам Сергеем Романенко.



Сергей Романенко: О том, что партия Хорватское демократическое содружество или союз сохранил власть, говорить пока рано, потому что ситуация такова. ХДС получил 60 мандатов, плюс, вероятно, он получит еще 5 голосов так называемой диаспоры, то есть это хорваты, которые голосуют за границей, хорватские граждане. Социал-демократическая партия получила 57 мандатов, плюс она еще имеет союзника - еще одну небольшую партию, к ней может присоединиться некоторая часть депутатов от национальных меньшинств. Поэтому, вероятно, предстоят и для Иво Санадера, бывшего премьер-министра и лидера Хорватского демократического союза и для лидера социал-демократов Зорана Милановича сложные переговоры с партнерами. И еще непонятно, кому президент Месич поручит формирование нового правительства. Вчера в прямом эфире он заявил о том, что сделает это, только когда один из двух выше названных лидеров представит ему доказательства того, что у него есть твердое большинство.



Андрей Шарый: Многие обозреватели говорят об успехе Социал-демократической партии, она набрала более чем на 20 мандатов больше, чем в парламенте прошлого созыва. И многие связывают это с фигурой нового лидера социал-демократов Зорана Милановича. Что это за человек, действительно ли он так рулит славно?



Сергей Романенко: Вы знаете, да, результаты пока говорят сами за себя. Причем я еще хочу обратить ваше внимание на то, что если лидер ХДС Иво Санадер сам хочет занять премьерское кресло, то у социал-демократов есть кандидат на премьерское место - не лидер партии, а бывший министр в правительстве, который, так сказать, претендует на это место. Зоран Миланович, судя по телевизионному образу, представляет собой очень динамичного и демократического, открытого политика. И даже когда ночью подводились предварительные итоги, ощущалась разница стиля между той обстановкой, которая была в штабе ХДС, и той обстановкой, которая была в штабе социал-демократов, скромная и деловая.



Андрей Шарый: Отчасти можно говорить о том, что это соревнование двух главных реформированных партий. Социал-демократы - это бывший Союз коммунистов Хорватии, а Хорватское демократическое содружество - это прежде националистическая партия, которая привела Хорватию к независимости. Это обновленные партии. В какой мере сейчас чувствуется на них этот груз прежнего времени или уже его нет?



Сергей Романенко: Вы знаете, я думаю, что социал-демократы ушли гораздо дальше от Союза коммунистов, чем нынешний ХДС от старого ХДС, это было видно даже во время выступления лидеров обеих партий в прямом эфире во время подведения итогов. Потому что Иво Санадер упирал на то, что ХДС завоевал независимость. Что касается социал-демократов, они как раз, наоборот, выступали под лозунгом: "Мы решаем в Хорватии" - то есть за ликвидацию этого избирательного округа, в котором голосует диаспора.



Андрей Шарый: Насколько я понимаю, в центре избирательной кампании были не столько идеологические вопросы, поскольку обе партии главной своей целью ставят вступление Хорватии в Европейский союз, и понятно, что та партия, которая сейчас победит, она и поведет страну в Европейский союз, а вопросы, связанные с социальной политикой, с экономикой и особенно с коррупцией. Верно я понимаю?



Сергей Романенко: Да, безусловно. Как раз борьба с коррупцией была одним из лозунгов Зорана Милановича. И я бы сказал, что в известной степени его поддерживает и президента Месич, которые, как известно, раньше был членом Хорватской национальной партии, союзника социал-демократов. И он заявил о том, что одна из главнейших задач, которая стоит перед Хорватией, - это превратить страну из страны-импортера в страну-экспортера.



Андрей Шарый: Как-то сербский вопрос фигурировал на этих выборах?



Сергей Романенко: Знаете, нет. Он фигурировал в основном в смысле внешней политики. И опять-таки я даже хочу обратиться к президенту Месичу, который сказал, что Хорватия является одним из гарантов Дейтонских соглашений, и позиция Хорватии определяется тем, что свои проблемы хорваты Боснии и Герцеговины должны решать в рамках государства Боснии и Герцеговины. Это как раз констатирует с позицией значительной части политического класса Сербии, который пытается разыграть вот эту самую карту Республики Сербской и поставить вопрос о том, что в случае провозглашения независимости Косово в качестве компенсации Республика Сербская должна из Боснии и Герцеговины выйти и присоединиться к Сербии.


XS
SM
MD
LG