Ссылки для упрощенного доступа

Российская оппозиция подводит итоги Маршей несогласных


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.



Кирилл Кобрин: Итоги акций оппозиции в Москве и Санкт-Петербурге. Итоги событий эти известны: сотни задержанных, десятки арестованных, среди них лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров. Сюжеты, связанные с задержаниями и арестами, продолжились и сегодня. Депутат Госдумы Владимир Рыжков подает в суд на начальника московской милиции из-за того, что Рыжкова уже второй раз не пустили к арестованному Каспарову.



Любовь Чижова: По сообщению Объединенного гражданского фронта, во время проведения Маршей несогласных были задержаны, по меньшей мере, 350 человек, около 50 в Москве и примерно 300 в Санкт-Петербурге. Всего в акциях, по данным коалиции "Другая Россия", приняли участие более 4 тысяч человек, а, по информации милиции, не более 1,5 тысяч. Представителя коалиции "Другая Россия" Александра Аверина задержали в пятницу, накануне Маршей несогласных, Гарри Гаспарова - в субботу, во время акции. Обоих обвиняют в нарушении правил проведения митингов и сопротивлении сотрудникам милиции, они остаются под административным арестом.


Я поговорила с Мариной Литвинович из Объединенного гражданского фронта. Кто задержан, кроме Каспарова и Аверина, сколько человек?



Марина Литвинович: В Москве задержано было несколько десятков человек, до сотни примерно. Кроме фамилий, которые вы назвали, задержан еще лидер движения "Оборона" Олег Козловский, и сегодня, насколько я знаю, состоится суд. Скорее всего, его тоже осудят на несколько суток ареста. В субботу и воскресенье, соответственно, он тоже находился под стражей. Остаются еще задержанными большое число наших активистов. В Санкт-Петербурге вчера было задержано, по моим данным, около 300 человек, и вчера по некоторым из людей прошли суды, достаточно поздно вечером, а по некоторым людям суды перенесены на понедельник. Пока нет информации о том, что кого-то осудили на несколько суток ареста, пока там только штрафы выписывают.


Это происходило и в Москве при задержании, и в Санкт-Петербурге при задержании людей избивали. Не всех, но эти случаи были. И в Санкт-Петербурге, насколько я знаю, пострадало серьезно 3 или 4 человека, а остальные мелкими ушибами отделались. В Москве тоже несколько человек получили ушибы при задержании.



Любовь Чижова: А вот что касается задержания Гарри Каспарова и Александра Аверина, с ними эти все процессуальные вопросы решены, и они остаются...



Марина Литвинович: Да, они отбывают пять суток ареста.



Любовь Чижова: Почему так жестоко подавлялись Марши несогласных?



Марина Литвинович: Я думаю, что это мы видим реализацию "Плана Путина". После его выступления, которое было на форуме его сторонников, он обрушился с критикой на тех людей, которые занимают другие взгляды, критично к нему относятся, и вот в рамках той жесткой риторики, которую придумал президент, в общем, правоохранительные органы начали действовать более жестоко.



Любовь Чижова: Независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков пытался повидаться с задержанным Гарри Каспаровым, но милицейское руководство ему этого не позволило. Рыжков говорит, что это незаконно, поскольку тем самым нарушается закон о статусе депутата, и намерен подать иск на имя начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина.


Лидеры "Союза правых сил" Никита Белых и Борис Немцов, вернувшиеся из Санкт-Петербурга, так же намерены судиться с местным милицейским начальством. Члену политсовета СПС Леониду Гозману сотрудники ОМОНа сломали руку, а представители ГУВД Санкт-Петербурга опровергли факт задержания Немцова и Белых. Вот как руководители СПС прокомментировали это заявление в понедельник в Москве.



Борис Немцов: Вот они же придурки, извините, конечно. Смотрите, есть по всему миру уже распространенная фотография, как хулиганы в форме ОМОНа хватают Никиту и меня и тащат в автозак. Это уже распространено по всему, это знает весь мир, вся планета, кроме России, поскольку на государственных телеканалах вообще ничего не сказали ни про арест Каспарова, ни про арест Никиты и мой. Вообще. Нет такого события. И когда начальники милиции сообщают, что мы пили чай, то у нас есть вещественные доказательства, записи, пленочки, дорогие друзья.



Никита Белых: У нас не стоит задача каким-то образом построить работу по защите, собственно говоря, прав Немцова, Гозмана или Белых, хотя у нас, естественно, есть документы, подтверждающие факты задержания. И когда полковник ГУВД, возглавляющий пресс-службу ГУВД Санкт-Петербурга, говорит о том, что никаких задержаний не было, это ложь. Как офицер, если он не застрелится должен, то хотя бы погоны снять. Есть документы официальные о том, когда задержан Белых, на Дворцовой площади в пять, по статье "Хулиганство", доставлен в отдел начальником конвоя, старшим лейтенантом милиции Чубуковым. То есть все это есть, все это запротоколировано. Они же хоть тупые, но бюрократы, то есть они все эти факты отражают. Известно, какой ОМОН задерживал - ивановский, известно, какое РОВД отвечало за эту часть Дворцовой площади - Красносельское РОВД. То есть все это у них протоколируется. С этой частью мы разберемся.


Хуже другое. Хуже то, что на этих Маршах несогласных стали происходить вещи, новые даже для новой путинской России: когда к людям задержанным в ОВД не пускают адвокатов - это беспредел. Когда отбирают телефоны и не дают возможность разваривать по телефону - это беспредел. Это уже нарушает все мыслимые и немыслимые нормы. Это уже серьезный повод не просто для международного сообщества, а вообще для всего мира задуматься о том, что из себя представляет милицейский, точнее, полицейский режим в России. Мы будем работать и независимо от 2 декабря, 2 декабря жизнь не заканчивается в любом случае, то есть мы эту работу будем продолжать. И все, кто в этом участвует, должны четко понимать, что мы будем их преследовать по закону. Мы партия, очень законопослушная. Мы будем действовать ровно так, как предписывает закон. Мы будем писать жалобы, мы будем писать заявления, будем подавать иски, мы добьемся того, что эти люди сядут на скамью подсудимых. А вот полковнику ГУВД Санкт-Петербурга отдельный привет, то есть мы еще с ним поговорим.



Любовь Чижова: Вот что Борис Немцов рассказал о последствиях Марша несогласных в Санкт-Петербурге?



Борис Немцов: Мы оценить количество задержанных не можем. Я могу сказать, мы были в 79-м отделении милиции, где был Гозман, которому ОМОН сломал руку. Его избили жестоко и сломали ему руку, он сейчас в гипсе. Там были десятки людей, мы их видели из окна. Потом в 76-м отделении, где был Максим Резник, лидер питерского "Яблока", там сотни было. В 16-м отделении милиции, где я оказался, были сотни людей.



Никита Белых: У нас в 34-м было меньше.



Борис Немцов: У вас в 34-м?



Никита Белых: Да.



Борис Немцов: Могу сказать только одно, что 16-е отделение милиции теперь проголосует за "Союз правых сил", все причем. Они брали у меня автографы, фотографировались. Короче говоря, сказали, что их вместо того, чтобы бандитов и жуликов ловить, заставляют приличным людям протоколы оформлять. Так что если омоновцы с озверелыми лицами на Дворцовой площади на людей не были похожи, а были похожи на зверей, то вообще милиционеры в отделениях милиции понимают, какой беспредел творит Путин трусливый, задерживая абсолютно невинных, спокойно разговаривающих людей.



Любовь Чижова: В понедельник в Москве сторонники Гарри Каспарова проводят одиночный пикет, разрешенный законом, в его поддержку, но им пытаются помешать провокаторы. Специально нанятые люди как бы присоединяются к пикетам, тем самым, давая милиционерам повод задерживать их участников.



XS
SM
MD
LG