Ссылки для упрощенного доступа

Леонид Кириченко: «А уж что напишут в протоколах… Что скажут, то и напишут»


По закону каждая комиссия имеет законное право переписать протокол под предлогом найденной ошибки, так сказать, улучшить и дополнить его
По закону каждая комиссия имеет законное право переписать протокол под предлогом найденной ошибки, так сказать, улучшить и дополнить его


На вопросы Радио Свобода отвечает эксперт по выборному законодательству Леонид Кириченко.


- 7 процентов - это число голосов, необходимое для того, чтобы партия прошла в Государственную Думу. Есть ли для партий смысл бороться за 4 процента голосов, за 3 процента голосов?


- Да. Если партия получит 4 и более процента голосов, то ей вернут залог (если партия зарегистрировалась по залогу), а это немаленькие деньги. Если партия получила 3 и более процента голосов, то ей не придется платить за якобы бесплатный эфир и якобы бесплатную печатную площадь в СМИ. Потому что у нас эфир и СМИ условно бесплатны. Если партия набирает 3 процента, то они бесплатны, а если не набираешь, то, будь добр, по государственным расценкам. Третья норма. Если партия не набрала 3 процента, она лишается государственной поддержки. А так она получает за каждый поданный за нее голос 5 рублей в год на протяжении 4 лет. Поэтому партиям очень важно если не в Думу пройти, (их не пустят туда), но хотя бы получить свои 3–4 процента, чтобы продержаться на плаву до следующих выборов и мелькать на экранах, хоть как-то выжить.


- То есть те избиратели, которые еще сейчас думают - идти ли им на выборы или не идти, потому что они считают, что все равно, например, их любимая партия не попадет в парламент - они могут, отдав свой голос, по крайней мере, помочь ей как-то в финансовом отношении?


- Да, если у них есть любимая партия, то вполне имеет смысл ее поддержать. Просто надо учитывать, что эти проценты будут подсчитывать с большим политическим интересом, со своей политической арифметикой.


- Если вдруг избиратель все-таки настроен проголосовать «против всех», ему не нравится ни одна партия, а графу «против всех» отменили. Как он может выразить свою позицию? Вот если бюллетень испорчен, куда он идет?


- Он считается недействительным. Если недействительных бюллетеней будет 40 и более процентов, то выборы считаются несостоявшимися. Что бюллетень, поданный «против всех», что недействительный бюллетень, их судьба одна и та же. Просто раньше было видно, сколько людей голосуют против всех, а так будет все размыто. Будут недействительные бюллетени, в которых будет поставлена не одна галочка против одной партии, а несколько галочек против нескольких партий. Этот бюллетень недействителен. Это аналог бюллетеня, поданного «против всех». К сожалению, он не называется так. Поэтому смысл его несколько завуалирован.


- Если раньше говорили - такая-то партия набрала такой-то процент голосов, а против всех проголосовало такое-то количество процентов избирателей, сейчас этого, естественно, никто не скажет. А они скажут: такое-то количество бюллетеней было признано недействительным или нет?


- Это можно посчитать. Потому что будет видно, сколько голосов будет подано за каждую партию, сколько людей приняло участие в голосовании, то есть опустили бюллетени в урну. Можно бюллетень унести с собой, но тогда он вообще никуда не пойдет. Есть две разные цифры – число избирателей, принявших участие в выборах и число избирателей, , принявших участие в голосовании, (это число тех, кто опустил бюллетень в урну). Эти цифры различны. Голоса считаются, естественно, только от тех, кто опустил бюллетень в урну. Бюллетень должен быть установленной формы, то есть с необходимой маркой, печатью этой участковой комиссии, двумя подписями членов этой избирательной комиссии. Это чтобы нельзя было бюллетенем одной комиссии проголосовать на другом избирательном участке.


- То есть никто не может запретить избирателю унести бюллетень с собой?


- Такого запрета в законе нет. Но у нас милиция, знаете, что делает? Могут не только запретить это, но могут еще чего-нибудь запретить.


- Но избиратель имеет право зарегистрироваться и унести бюллетень с собой?


- В законе нет явного разрешения такого использования бюллетеня, как нет и запрета. Интерпретация милиции, как вы сами понимаете, зависит от указаний, полученных сверху.


- Если избиратель Иван Иванович Иванов уносит с собой бюллетень, он может быть уверен, что его голос не будет никаким образом использован против его воли?


- Никак он не может быть уверен. Потому что по закону каждая комиссия имеет законное право переписать протокол под предлогом найденной ошибки, так сказать, улучшить и дополнить его. Была ли ошибка, не было ли ошибки, она имеет, опять подчеркиваю, законное право на эти вопросы недоуменные партий и наблюдателей не отвечать. Потому что вскрывать пакеты с бюллетенями, списками избирателей и всем прочим, что опечатывается и увозится в вышестоящую комиссию, можно только по решению либо суда, либо вышестоящей комиссии, что, естественно, никогда и не делается. Поэтому все жалобы бесплодны. А уж что напишут в протоколах… Что скажут, то и напишут.


- Некоторые ваши коллеги говорят, чтобы бюллетень был признан недействительным, нужно его перечеркнуть крест-накрест или поставить против всех партий галочки. Есть ли какая-то разница?


- Есть разница. Совет перечеркнуть крест на крест бюллетень, (так советует поступать председатель ЦИК Чуров) – это просто провокация и обман, потому что такой бюллетень считается абсолютно чистым. Если потом поставить галочку против нужной партии, этот перечеркнутый бюллетень будет полноценным бюллетенем, поданным за эту партию. Эту галочку может поставить при подсчете голосов любой член комиссии, как ему скажут. Поэтому этот способ протестного голосования, к сожалению, совершенно не уместен. Если вы поставите галочки напротив нескольких партий, то бюллетень обязан быть признан недействительным. Но вы же понимаете, что речь идет не о бюллетенях, а о протоколах подсчета этих бюллетеней. А числа в протоколах могут разительно отличаться от реального количества бюллетеней.


- И никакой борьбы против этого способа фальсификации не существует?


- Нет. Недавно Чуров выступал, он рассказывал, что на прошлых выборах было всего несколько случаев, когда переписывали, заменяли протоколы. По данным «Яблока» и Компартии, на прошлых выборах было переписано 25 процентов протоколов. Как Вы понимаете, это не «несколько случаев».


- На избирательном участке не более 3 тысяч избирателей. Из них, предположим, 1,5 тысячи проголосовали за одну партию, 500 человек - за другую, и еще 1 тысяча - за третью. И вдруг какая-то злая воля, не будем ее называть, говорит - нам нужно, чтобы та партия, которая получила 1,5 тысячи, получила - 2. И что же? Просто переписывают протокол и все?


- И все. А в чем проблема?


- А бюллетени добавляют? Вброс бюллетеней - это что такое?


- Вброс бюллетеней - это когда добавляют, действительно, реальные бюллетени. Если их добавляют в урны во время голосования, то это вброс. Если реальные бюллетени добавляют в пачки голосов, полученные определенными партии, при подсчете голосов, или после него, приводя «реальность» в соответствие с цифрами нового протокола, то это тоже называют вбросом, хотя это выглядит несколько иначе. Но сейчас закон сделан так, что этими хлопотами можно и не заниматься. Важны цифры протокола, а соответствует ли им реальное число бюллетеней, или нет – не имеет значения. В законе есть удивительные нормы. Пусть к участку приписано 3 тысячи человек (включая всех чужаков, пришедших на этот участок с открепительными удостоверениями) А бюллетеней в урнах оказалось 4 тысячи. Интересно, что закон не предписывает отменить итоги голосования на этом участке. Ну и что?! Ну, мало ли в России чудес бывает! Вот 4 тысячи бюллетеней оказалось. Чем плохо? Стахановцы, перевыполнение плана. И голосовать можно многократно. Потому что запрет на лишний тираж открепительных удостоверений в закон не включили. Ответственность за изготовление фальшивых бюллетеней есть, а за изготовление фальшивых открепительных удостоверений - нет. А они меняются один на один. Так что, надо сказать, очень удобная форма фальсификации.


- То есть мы с вами делаем неутешительный вывод: что само избирательное законодательство допускает фальсификацию голосования, которую невозможно установить?


- Конечно! Оно для этого и писалось. Вдумайтесь сами! Электронная форма голосования. Вы нажимаете на поверхность экрана, и якобы ваш голос идет якобы вашей партии или вашему кандидату. Кто это может гарантировать, кто это может проверить?


- Знаете, есть страны, например, Эстония, где вообще выборы проводятся путем электронного голосования.


- У нас свои правила игры, и свои прецеденты. У нас своя история. Насколько они могут быть честными, эти выборы, мы знаем по выборам, начиная с 1993 года, когда за месяц уничтожили все бюллетени, все протоколы и так далее. И концы в воду.


XS
SM
MD
LG