Ирина Лагунина: В среду в курортном местечке Баден под Веной безрезультатно закончился последний раунд переговоров о будущем политическом статусе Косово. Сербской и албанской сторонам было дано 120 дней, чтобы они, под руководством так называемой международной тройки (в которую входят Россия, США и ЕС), в ходе прямых переговоров ещё раз попытались найти компромисс. Ранее, после длительного переговорного процесса, Сербия (при поддержке России) отвергла план международного посредника Маарти Ахтисаари, предусматривающий возможность предоставить Косово условную независимость от Сербии под международным контролем. О том, какой выбор сейчас стоит перед Сербией, рассказывает наш корреспондент в Белграде Айя Куге.
Айя Куге: Сербия снова требует продолжения переговоров о Косово, а косовские албанцы ожидают завершения процесса после того, как 10 декабря международная «тройка» представит свой доклад с выводами о ходе переговоров генеральному секретарю ООН. Несмотря на то, что государственное руководство Сербии утверждает, что ничего ещё не окончено, чувствуется, что все глубоко обеспокоены тем, что косовские албанцы теперь готовятся выполнить свой план - в одностороннем порядке провозгласить независимость края от Сербии. Президент Сербии Борис Тадич.
Борис Тадич: Мы надеемся, что международные представители с полной серьёзностью воспринимают позицию Сербии, высказанную на этих переговорах. Мы не принимаем независимость Косово, как и любой акт провозглашения независимости в одностороннем порядке. Сербия найдёт ответ на подобный шаг. И этот ответ будет соответствовать международным и европейским правовым стандартам.
В ходе переговоров мы подчёркивали, что один односторонний шаг порождает другой односторонний шаг. Мы не хотим никакого насилия, и насилие применять не будем, мы хотим правовыми средствами защищать легитимные национальные и государственные интересы. Повторяю: Сербия не соглашается с независимостью Косова, этот акт будет аннулирован, и мы применим все правовые и дипломатические средства в защите собственных национальных и государственных интересов.
Айя Куге: Белградские политические аналитики едины в своей оценке, что в ситуации, когда обе стороны уже давно глубоко засели в своих «окопах», никаких результатов от переговоров ожидать было нельзя. Душан Лазич из Форума по международным отношениям.
Душан Лазич: Переговоры окончились так, как ожидалось. Только теперь мы знаем официально, что они не дали результатов, что двум сторонам на переговорах – Сербии и косовским албанцам - не удалось достичь компромиссного политического решения. Обе стороны лишь повторяли свои уже хорошо известные позиции, хотя определённые новые нюансы все-таки были. Албанцы, несомненно, остались на позиции независимости, однако всё-таки после последнего раунда в Бадене стали подчёркивать, что будут провозглашать независимость, консультируясь с Евросоюзом и США. Они и раньше это говорили, но теперь это условие вышло на первый план. Это, по моему мнению, может быть важным элементом, который повлияет на дальнейший ход событий.
Айя Куге: Внешнеполитический обозреватель ведущей белградской газеты «Политика» Бошко Якшич считает, что международное сообщество организовало дополнительные переговоры только для того, чтобы как-то, хотя бы формально, удовлетворить Сербию и Россию.
Бошко Якшич: Я бы не хотел, чтобы это звучало цинично, однако международное сообщество, которое олицетворяла «тройка», закончило этап, на котором сказало: «давайте соблюдать формальности и дадим Белграду и Приштине возможность попытаться достичь соглашения», хотя каждый, кто мыслит реалистично, уже в начале переговоров знал, что никакого сближения позиций не будет. По сути никто ведь не отступил от своей основной идеи, с которой начал переговоры. С одной стороны – албанцы, выступающие за независимость. С другой стороны - сербы с, как говорят, не виданной в истории широкой автономией Косово. Очевидно, что при таких позициях решение невозможно. Поэтому теперь груз решений уже не остается за Белградом и Приштиной, он формально 10 декабря, когда истекает мандат «тройки», временно переносится на ООН. Потом увидим, будет ли продолжение переговоров, или нет. Сейчас по этому вопросу есть большие различия в подходах между Белградом и Приштиной, в международном сообществе в целом, да и в самой тройке.
Айя Куге: Новым в течение последних четырёх месяцев было и то, что на последних раундах переговоров делегация Сербии начала выступать с предложениями дать Косово широкую автономию на основе конкретных моделей, существующих в мире – таких как Гонконг в Китае, или Аландские острова в Финляндии. Однако наблюдатели оценивают, что ни одна из этих моделей в Косово не применима. Там более девяносто процентов населения албанцы, пострадавшие от сербов во время войны, и они уже восемь лет живут полностью отдельной от Сербии жизнью. Их теперь не удовлетворяет никакая автономия. Бывший дипломат Душан Лазич.
Душан Лазич: Лучше бы было, если бы мы выступили с этими идеями раньше. Мы потеряли несколько лет. Знаете, по сути наша внешняя политика по отношению к Косово имела несколько политических лозунгов, которые постоянно повторялись: «Одна страна-две системы», «Больше, чем автономия, меньше, чем независимость». Это остались только лозунгами, потому что никакое политическое содержание в них не вкладывалось. Мы должны были вести борьбу за свои интересы, но не делали этого. Если посмотреть на ситуацию с этой точки зрения, то теперь уже поздно. Предложения белградской делегации на последних заседаниях делались в большей степени для того, чтобы международная «тройка» могла внести их в свой доклад, а не для достижения решения между двумя сторонами на переговорах.
Айя Куге: На следующей неделе международная «тройка» в последний раз прибудет в Белград и Приштину, чтобы ознакомить стороны со своим докладом, на основе которого в ООН должен будет решаться вопрос будущего статуса Косово. Сербия ожидает, что Косово не получит независимость, рассчитывая на сопротивление России в Совете Безопасности. До сих пор в Белграде утверждали, что албанцы независимость в одностороннем порядке провозгласить не посмеют из-за того, что многие государства- члены Европейского союза откажутся поддержать их. Но белградские обозреватели считают, что Сербия неправильно рассчитала соотношение сил на политической арене мира, не учла все аспекты международных отношений. Бошко Якшич.
Бошко Якшич: Мы эти переговоры с самого начала должны были рассматривать в намного более широком контексте, чем этого делали. Это контекст событий от ракетного щита, системы ПРО, до Ирана, от Кавказа до энергетического кризиса Европейского союза. Приштина действовала упрямо, а Белград - очень твёрдо. Но мы должны посмотреть, что стоит за этими позициями. За упрямством албанской стороны стоит США, а за сербской твердостью – идея, что мы можем расколоть Европейский союз. Нет, мы Европу не раскололи, она будет единой по отношению к Косово. Ведь никто в ЕС не будет рисковать и сопротивляться позиции, за которой стоит Великобритания и Франция, а теперь и Германия. Сейчас определённую подозрительность и осторожность высказывают только Кипр и Греция. Но это – по сравнению с остальными 25 членами ЕС - слишком мало.
Айя Куге: Большинство наблюдателей считают, что предстоит только одна развязка – косовские албанцы в одностороннем порядке провозгласят независимость от Сербии. Вопрос только – произойдёт ли это сразу после 10 декабря, когда оканчивается мандат международной «тройки», или через пару месяцев, когда в Косово после выборов будут сформированы новые органы власти и обеспечена полная международная поддержка. Албанцы в Косово уже разработали проекты своего флага, гимны и герба.
Директор Балканского фонда по демократии Иван Вейвода считает, что независимость Косово будет провозглашена когда-то в начале будущего года.
Иван Вейвода: Теперь все взгляды будут устремлены на ООН, на её Генерального секретаря и Совет Безопасности. Однако я не ожидаю, что что-либо важное может решиться до Нового года, или сразу после. Думаю, что результат нужно ожидать к середине января, положительный или отрицательный, когда Совет Безопасности ООН примет, или откажется принять какое-то решение.
Айя Куге: Руководство Сербии повторяет, что в случае провозглашения в одностороннем порядке независимости Косово, государство будет предпринимать все правовые шаги, чтобы аннулировать это решение косовских албанцев. Но что конкретно будет предпринято в Белграде – никому не известно. Уже неделю как все министерства разрабатывают планы действий в случае независимости Косово, но эти планы полностью засекречены. Сербские националисты сообщают, что воздвигнут стену на границе с Косово, но так чтобы северная часть края, где компактно проживают сербы, осталась внутри Сербии. Мало кто в Белграде всерьёз призывает к военному решению проблемы, однако никто не исключает массовых волнений косовских сербов. А 70% из ста тысячи сербов, оставшиеся в Косово, даже рассматривают возможность в случае независимости Косово отправиться в Сербию. Более открыто в Сербии обсуждается возможный дипломатический ответ тем государствам, которые пойдут на признание независимости Косово. Иван Вейвода отмечает, что реально Белграду не останется ничего больше, чем провозгласить решение Приштины недействительным и отправить дипломатические ноты государствам, пошедшим на признание Косово.
Иван Вейвода: Сербия, помимо того, может предпринять ряд шагов, таких как - на определённое время отозвать своих послов из тех стран, которые признали независимость Косово, и так далее. Однако я считаю, что Сербия должна трезво обдумать свои ходы, чтобы не нанести ущерб себе, чтобы сохранить своим приоритетом европейскую интеграцию, которая тесно связаны с иностранными инвестициями.
Айя Куге: Но дискуссия на эту тему, на тему Косова в контексте реальных национальных интересов, в Сербии практически отсутствует. И в результате общество кажется абсолютно не подготовленным к негативной для страны развязке косовской проблемы.