Ссылки для упрощенного доступа

Слухи о дефиците, или Почему растут цены на бензин в России?


Ирина Лагунина: В России стремительно дорожает автомобильное топливо. Розничные цены на бензин росли в ноябре на 1% в неделю, а оптовые – на 2%. И хотя очередей на заправках пока нет, в прессе все чаще упоминают возможность дефицита. Насколько он реален? Об этом мой коллега Сергей Сенинский говорил с экспертами по российскому рынку нефтепродуктов...



Сергей Сенинский: ... Объем добычи нефти в России в 2007 году составит примерно 490 миллионов тонн. Общие мощности нефтепереработки в стране – на 270 миллионов тонн, которые загружены примерно на 80%. В целом – такие объемы переработки сколь соответствуют объему спроса на бензин?


Не возникает ли здесь «ножниц»? Аналитик инвестиционной компании Unicredit-ATONАртем Кончин:



По-моему, «ножниц» не возникает, иначе мы увидели бы существенные очереди на заправках... С другой стороны, понятно, что всегда найдутся предприимчивые люди, которые попытаются произвести товар худшего качества, но дешевле, и продать его у обочины дороги. Но это отнюдь не индикация того, то в стране разрыв - между спросом и предложением.



Руководитель отдела исследовательского центра «Кортес» Алексей Груздев:



Сложившаяся ситуация в нефтепереработке заставляет сделать вывод о недостатке производства автобензина и о возможном недостатке перерабатывающих мощностей в ближайшем будущем. Признаками этого является, например, сезонная нехватка свободных объемов бензина на рынке летом 2006 года и осенью 2007 года, а также широкое распространение реализации контрафактного бензина по всей России. Эти негативные явления, пока - не системные для нефтяной отрасли, но они могут стать таковыми, если в ближайшие 2-3 мы не увидим роста перерабатывающих мощностей.



Директор по развитию московского представительства международного аналитического агентства ArgusMedia Михаил Перфилов:



На сегодня объем производства моторного топлива в России в целом соответствует спросу на них. Другое дело, что спрос увеличивается. И, по мнению ряда нефтяных компаний, в какой-то момент рост спроса может обогнать рост переработки.


Пока у нас в целом спрос на бензин растет примерно на 4-5% в год, и переработка за последние два года тоже примерно росла на 4-5% в год. Но этот рост в основном был связан с некоторыми налоговыми мерами правительств по поощрению именно переработки нефти против её экспорта. И не факт, что такая «хорошая» ситуация с переработкой сохранится и в ближайшие несколько лет.



Можно ли говорить о неких «структурных» перекосах в российской нефтепереработке? В том смысле, что построенные еще во времена СССР НПЗ в основном ориентированы на выпуск низкооктановых бензинов (отсюда и малая глубина переработки нефти в России, в среднем – 70%, тогда как в Европе и США – 85-95%), а стремительно растущий в стране автомобильный парк предполагает топливо более высокой очистки?


Руководитель аналитического управления инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин:



Действительно, такие определенные структурные перекосы имеются. Никто не ожидал, что столь высокими темпами будет расти в России потребление так называемых легких, светлых нефтепродуктов.


Но если смотреть в более отдаленное будущее и предположить, что Россия будет в какой-то степени следовать тенденциям европейских стран, то доминирующее положение производства дизельного топлива и мазута имеет и стратегические преимущества, поскольку в Европе стремительно растет спрос как раз на дизельное топливо, но - высококачественное. Потому что парк автомобилей с дизельными двигателями стремительно увеличивается, на них растет спрос. И если российские потребители постепенно перейдут к такой же структуре спроса, то может быть и хорошо, что российские НПЗ были изначально ориентированы на выпуск низкооктановых бензинов...



Алексей Груздев , исследовательский центр «Кортес»:



Структурные перекосы действительно имеют место. Более того, они усугубляются тем, что не строятся в настоящее время современные крупные НПЗ, позволяющие производить качественные высокооктановые бензины и, соответственно, повысить долю выхода светлых нефтепродуктов.


А вот мини-НПЗ возникают как грибы после дождя. При этом основные продукты, которые производят эти мини-НПЗ – прямогонный бензин, дизельное топливо низкого качества и мазут.


Хотя не все так плохо... Если посмотреть статистику, то становится очевидным рост доли производства высокооктановых бензинов по сравнению с низкооктановыми. За последние три года – 7-8% за год. Очевидно, все это – именно за счет модернизации НПЗ.



В целом любой из российских нефтяных компаний, имеющих собственные НПЗ, что в нынешних условиях оказывается более выгодным делом: добыть 3-4 тонны сырой нефти и экспортировать их в Европу или выработать из них одну тонну бензина и продать его внутри страны?


Максим Шеин, компания «Брокеркредитсервис»:



Экономика нефтяных компаний достаточно проста, поскольку значительная часть их затрат – налоговые отчисления, которые напрямую зависят от мировых цен на нефть.


И сам механизм установления экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых таков, что нефтяникам, в зависимости от мировой конъюнктуры, от соотношения экспортных пошлин и цены реализации нефти за рубежом, в одних случаях бывает выгоднее больше экспортировать нефти, а в других - больше направлять ее на внутренний рынок для переработки.



Артем Кончин , компания Unicredit-ATON:




Выгоду здесь посчитать в целом сложно. Ситуация на рынке меняется почти ежедневно: меняются пошлины, цены на нефть и на бензин как за рубежом, так и внутри страны.


Тем не менее, некоторые нефтяные компании говорят о том, что самое выгодное дл них направление сегодня – продажа переработанных нефтепродуктов на внутреннем рынке. Разница с экспортом нефти - не критическая, но, тем не менее, она есть. Иногда этот баланс меняется в пользу экспорта нефти. Тем не менее, эти позиции более или менее близки, а в целом «домашняя», внутренняя продажа нефтепродуктов - выгоднее.



Алексей Груздев , центр «Кортес»:



Вопрос не совсем корректен в своей постановке: ведь мы сравниваем, с одной стороны, реализацию сырой нефти, а с другой стороны, только одного продукта, получаемого в ходе её переработки. Любой нефтепереработчик, наряду с бензином, всегда получает еще и дизельное топливо, и авиакеросин, и мазут, и, возможно, какие-то другие сопутствующие продукты...



По некоторым оценкам, примерно 80% всего рынка бензина в России контролируют крупнейшие нефтяные компании. В отличие, скажем, от многих стран Европы, где на рынках велика доля «независимых» переработчиков, которые сами нефть не добывают. Сколь значимым можно считать этот фактор для ценообразования на бензин в России?



Михаил Перфилов , агентство ArgusMedia:



В России «независимыми» можно назвать пять НПЗ из 29 существующих. Это группа уфимских НПЗ, три завода, плюс московский НПЗ и хабаровский НПЗ.


Действительно, нефтяные компании доминируют на рынке. А внутри нефтяной компании цены формируются по всей цепочке - от месторождения до пистолета на заправочной станции. Поэтому такие компании всегда имеют возможность «оптимизировать цены внутри себя.


А собственно свободный рынок, который в России – не большой, и является тем формирующим звеном, где, собственно, создаются рыночные цены. Поэтому, конечно, роль его в ценообразовании велика. И чем меньше его будет, тем хуже будет всему рынку.



Свободный рынок – это переработка именно независимых НПЗ?..



Михаил Перфилов , агентство ArgusMedia:



Свободный рынок – это как раз пять независимых НПЗ: три – в Уфе, московский завод и - в Хабаровске завод, который принадлежит компании, не добывающей много нефти. То есть речь идет о той нефти, которую покупают трейдеры на рынке, перерабатывают на НПЗ, получают нефтепродукты и реализуют их через нефтебазы на заправочных станциях, в том числе - частных заправочных станциях, не входящих в структуру нефтяных компаний.


Кстати, по общему количеству две трети автозаправок в России - частные, то есть не принадлежащие нефтяным компаниям.



Темпы роста продаж новых легковых автомобилей в России сегодня – 15-20% в год. Но значит ли это, что и предложение бензина должно в целом расширяться на рынке сравнимыми темпами? Пока они – в 3-4 раза ниже... Или это – не совсем так?


М аксим Шеин , компания «Брокеркредитсервис»:



Действительно, это не совсем так. Здесь необходимо делать поправку на то, что, как таковой, рост продаж автомобилей лишь косвенно может свидетельствовать о тенденциях по увеличению спроса на бензин. Необходимо учитывать не сам рост продаж автомобилей, а количество автомобилей, реально используемых.


Второй момент - часть автомобилей выходит из эксплуатации или перестает эксплуатироваться. То есть происходит не просто увеличение автомобильного парка, а в значительной степени его замена. И третий момент - не только легковые автомобили определяют объем потребления бензина. В России очень значительный парк и грузовых автомобилей...



Алексей Груздев, исследовательский центр «Кортес»:



Более корректным является сопоставление роста легкового автомобильного парка в целом с ростом потребления бензина. Ведь бензин потребляется и старыми автомобилями тоже. Рост легкового автомобильного парка в целом составляет в России 4-5% в год. А такой рост уже сопоставим с ростом объемов производства автомобильного бензина.


Другое дело, что, скажем, осень этого года внесла некоторую коррекцию и привнесла тревогу. Дело вот в чем. Прирост производства бензина в 2006 году, по отношению к 2005, составил 7%. А в этом году, по итогам осени, мы можем ожидать в лучшем случае 2-3% прироста производства автомобильных бензинов по отношению к уровню прошлого года. Это замедление произошло в сентябре-октябре, когда производство упало на уровень, который ниже, чем в соответствующий период прошлого года. Это объясняется тем, что были достаточно серьезные плановые ремонты на многих нефтеперерабатывающих заводах, что и привело к такому сокращению производства.



В Соединенных Штатах, где мощности нефтепереработки втрое превышают российские, последний по времени НПЗ открылся 31 год назад, с тех пор не было построено ни одного. А когда «последний» НПЗ появился в России?


Михаил Перфилов , агентство ArgusMedia:



В России так же примерно как в Соединенных Штатах - последний НПЗ был построен в 1983 году в Ачинске. А в Советском Союзе, наверное, чуть новее будет Мажейкяйский НПЗ в Литве.



В принципе можно ли в России обойтись лишь модернизацией и расширением уже существующих нефтеперерабатывающих заводов? Или, учитывая темпы роста и структуру спроса на бензин, без строительства новых НПЗ может возникнуть дефицит топлива?



Михаил Перфилов , агентство ArgusMedia:


Думаю, что можно. Вопрос в том, насколько масштабная модернизация нужна? В России на сегодня дефицита топлива нет, что отчасти объясняется низкими требованиями к качеству топлива по сравнению, скажем, с Евросоюзом или Соединенными Штатами.


Как пример – дизельное топливо.Содержание серы в дизельном топливе в России - 0,2%, в Евросоюзе на сегодня - это 0,005%, то есть разница большая.


В России, в отличие от Евросоюза или Соединенных Штатов, очень мало глубокой переработки нефти. Скажем, практически нет установок гидрокрекинга. Но в то же время модернизация нефтепереработки тормозится в России. Есть проблемы политического характера. В первую очередь, в отсутствии требований к качеству топлива у компаний нет и мотивации это качество повышать. Плюс - некая нестабильность, связанная с экспансией государства в экономику, что заставляет компании придерживать планы модернизации переработки. Они опасаются, что эти активы могут быть потом переданы в государственные компании...



Но сегодня реально строится ли в стране хотя бы один новый НПЗ?



Михаил Перфилов, агентство ArgusMedia:


На сегодня в России из проектов создания новых мощностей можно всерьез говорить лишь об одном проекте – это второй НПЗ в Нижнекамске, который строит компания «Татнефть». Есть еще ряд проектов, которые были заявлены, но они и по сей день остаются на бумаге...



Уже три года подряд Россия является крупнейшим в мире производителем нефти, обойдя по объемам добычи сырья Саудовскую Аравию. Правда, в отличие от России, в Саудовской Аравии есть и немалые резервные мощности, которые страна пока не использует. При этом менее половины всей добываемой в России нефти перерабатывается внутри страны...







XS
SM
MD
LG