Ссылки для упрощенного доступа

«Россияне не хотят ответственного правительства, им нужна просто сильная власть»


С таким административным ресурсом «Единая Россия» могла бы добиться и более впечатляющего результата, отмечают политологи
С таким административным ресурсом «Единая Россия» могла бы добиться и более впечатляющего результата, отмечают политологи

Первым в США на предварительные результаты думских выборов отреагировал Белый дом. Представитель американской администрации призвал российские власти расследовать сообщения о нарушении правил голосования. Пресс-секретарь Белого дома Гордон Джондро добавил, что накануне выборов американская администрация выражала свое беспокойство по поводу использования государственных ресурсов в поддержку «Единой России», освещения в благоприятном свете «Единой России» в государственных средствах информации, запугивания оппозиции и лишения оппозиционных политиков равных предвыборных возможностей.


Независимые американские наблюдатели практически единодушно воспринимают результаты думских выборов как ключевое событие в реставрации автократической системы власти.


- Я должен сказать, что слегка удивлен тем, что «Единая Россия» не набрала большего числа голосов, - говорит содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета Маршалл Голдман. - Учитывая то, что на нее работала могущественная административная машина, учитывая то, что имя Владимира Путина ассоциировалось с «Единой Россией», можно было ожидать подавляющего доминирования в Думе ее кандидатов. Я не исключаю, что Владимир Путин разочарован такими результатами, я не удивлюсь, если он рассчитывал на 80-90 процентов голосов избирателей, отданных его партии, на триумф, сравнимый с победами его советских предшественников. Вместе с тем, понято и то, что в результате этих выборов Владимир Путин окончательно доказал, что следующим президентом России станет выбранный им человек, понятно, что отныне пребывание в оппозиции, попытки бросить вызов власти, особенно в преддверии президентских выборов, станут более опасным занятием. И все это обещает, на мой взгляд, мало хорошего для будущего страны. России требуется здоровая оппозиция, оппозиция же в новой Думе будет представлена, по сути, экстремалами, которых нельзя назвать ответственной силой.


- Ясно, что многие из тех, кто голосовал за Единую Россию, голосовали за сравнительное экономическое благополучие, которое многие ассоциируют с правлением Владимира Путина. Можно ли сказать, что, отдав большинство в Думе партии Путина, избиратели могут рассчитывать на то, что они гарантируют себе экономическую стабильность?


- Если цены на нефть и газ удержатся на нынешнем уровне и Россия будет продолжать поддерживать нынешний уровень экспорта, то не требуется великих усилий, чтобы сравнительно аккуратно выплачивать зарплаты и пенсии. Но значительный рост инфляции и повышение цен, которое Кремль пытается обуздать с помощью принудительных мер, показывают, что российская экономика опасно перегревается в результате роста государственных расходов, расширения кредитования, обеспеченного, образно говоря, нефтяным дождем. И это чревато очень серьезными потрясениями, когда этот поток неизбежно прекратится. Если Путин решит еще в большей мере отдать дань популизму, то инфляция и другие проблемы могут выйти из-под контроля. Я думаю, что в такой ситуации даже при сравнительно незначительном снижении мировых цен на нефть россиянам придется столкнуться с тем, чем они не сталкивались в последние годы, - внезапным падением уровня жизни. На смену преуспеванию может прийти ограничение, и вот это может вызвать политические проблемы.


Историк Ричард Пайпс, служивший главой советского отдела совета по национальной безопасности в администрации президента Рейгана, был одним из отцов стратегии решительного противостояния с Советским Союзом - стратегии, которая, как считают многие на Западе, обнажила неконкурентоспособность, гнилость советской системы и способствовала демонтажу Советского Союза. Результаты нынешних выборов в Думу, по мнению Ричарда Пайпса, также могут завести страну в тупик:


- В ближайшие 10-20 лет у власти в России будет одна партия, говорить об оппозиции в лице партии Жириновского или коммунистов несерьезно. Во-первых, они не являются реально массовыми партиями, во-вторых, на уме и них та же идея однопартийной системы, демократия им не нужна. И во главе этой однопартийной системы можно представить в некоей роли Владимира Путина, сравнительно молодого, энергичного человека с амбициями. В какой ипостаси он выступит – президента, премьера, или вождя – я не знаю, но результаты этих выборов дают основания верить в то, что он будет управлять Россией.


- Но тезис Владимира Путина заключается в том, что это необходимо для плавного, управляемого движения к демократии. И, кажется, в этом ему до недавнего времени верили не только многие россияне, но и западные лидеры. Вы ему явно не верите?


- Еще до того, как Путин пришел к власти в качестве президента он заявлял, что демократия – замечательная вещь, но она не для России. Проблема еще и в том, что он отражает мнение большинства россиян. Генерал Пиночет, пример которого так любят приводить в России, был продуктом сравнительно демократической системы, и добровольная передача власти демократически избранному президенту для него была естественным решением. Путин – продукт другой системы, и он интуитивно восстанавливает коммунистическую систему, которая зиждилась на отторжении демократии и противостоянии с Западом. Единственное серьезное отличие Путина от лидеров советской формации заключается лишь в том, что он верит в то, что капиталистическая система производства позволит добиться России экономической мощи.


- Все это явно обещает мало хорошего для американо-российских отношений. Как, по-вашему, Вашингтон может отреагировать на думскую победу пропутинской партии?


- Я не думаю, что американское правительство должно занять некую позицию по этому поводу. Россияне имеют полное право выбирать в парламент того, кого они считают необходимым, и вести свои внутренние дела так, как им кажется верным. Другое дело – американская и мировая пресса, у них есть полное право высказывать свое мнение относительно происходящего в России. Что касается американо-российских отношений, я думаю, в них мало что изменится. Пока антиамериканизм остается модным в России, пока Путин продолжает использовать его для достижения внутриполитических целей трудно рассчитывать на улучшение отношений. Вообще, после этих выборов невозможно не испытывать пессимизм. Россияне явно не хотят иметь ответственное правительство, они отказываются от возможности влиять на него, они просто хотят сильную власть, и я не вижу оснований верить в то, что они изменят такие взгляды в обозримом будущем.


XS
SM
MD
LG