Ссылки для упрощенного доступа

Российские политологи подводят итоги прошедших выборов


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Андрей Шароградский : Российские политологи подводят итоги прошедших выборов и пытаются представить, каким будет российский политический ландшафт после 2 декабря. Специалисты, близкие к Кремлю, говорят о победе Путина и прочат стране политическую стабильность и процветание. Их независимые оппоненты вспоминают о нарушениях в ходе выборов и предполагают, что власть будет вынуждена «закручивать гайки» и дальше. Рассказывает Любовь Чижова.



Любовь Чижова : Во вторник в Москве состоялись сразу два "круглых стола", на которых российские политологи прогнозировали, что будет дальше с российской политической системой после победы на парламентских выборов партии «Единая Россия» и ее беспартийного лидера Владимира Путина. Кремлевский политолог Сергей Марков считает, что итоги прошедших выборов, цитирую, "создают фундамент для новой конструкции власти".



Сергей Марков : Конечно, главный победитель на этих выборах Владимир Путин, за которого призывала голосовать победившая партия "Единая Россия", получившая 64 процента голосов. Кстати сказать, и "Справедливая Россия" тоже. Вместе они получают 72 процента. В то же время не социологический опрос, а волеизъявление граждан позволит создать политический фундамент для правительства в виде парламентского твердого большинства и даже конституционного большинства. Это будет правительство, которое будет формировать партию Путина и, соответственно, это будет политика, проводимая Владимиром Путиным.



Любовь Чижова : Президент фонда «Индем», социолог Георгий Сатаров считает, что партии «Единая Россия» приписали на этих выборах как минимум 20 процентов голосов избирателей. Он также объясняет, почему власть дала пройти в парламент партии Сергей Миронова «Справедливая Россия».



Георгий Сатаров : Если можно переписывая протоколы приписать 20 процентов, можно ли приписать 30? Ответ очевиден - да. Поэтому первое, что нужно сделать, это задать себе вопрос - почему не приписывают 30? Ответ, на самом деле, очень прост. Он объясняется той самой якобы неожиданностью - это появление в списке победителей "Справедливой России", на что, в общем, ни они уже не рассчитывали.


А произошла вещь очень банальная, потому что вы ее наверняка знаете. Региональные власти в начале выборов получили процентные предписания. Они были ориентированы на рубеж, который определялся результатами президентских выборов. А потом вдруг недели за две это предписание было изменено - уменьшено примерно на 8 процентов где-то в среднем. Прислали новое предписание.


Наивно полагать, что это связано вдруг с тем, что у власти открылись глаза, и она узнала, что она не так популярна на самом деле, как ей хотелось бы.


На самом деле, вспомнили о том, что дальше идут президентские выборы. Есть механизм выдвижения кандидатов в преемники. У соответствующих законов механизм самый простой - парламентская партия выдвигает кандидата, который больше никакими обязательствами по подтверждению своей легитимности не обременен. Если Путин не захочет выдвигать, а он не захочет, я это утверждаю, одного преемника на выборы, а захочет выдвигать как минимум двух, то ему для этого нужны площадки. Неприлично какого-то своего дружбана или соседа по даче выдвигать от КПРФ или ЛДПР. Есть "Справедливая Россия". Они по очереди выдвинут соседей по даче в качестве преемника. Это ближайший политический сюжет.



Любовь Чижова : Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский считает, что оппозиции пора отойти от предвыборной полемики и вместе с кремлевскими политтехнологами подумать о том, как сделать российскую политическую систему более прозрачной и эффективной.



Глеб Павловский : Главные проблемы, мне кажется, во-первых, смена стиля и тональности дискуссии. У нас слишком много агрессии, с одной стороны, и оборонительных высказываний - с другой. Выборы состоялись. Их легитимность основана на воле избирателей. Претензии к тем или иным нарушениям в ходе выборов чрезвычайно важны и должны быть расследованы. Но выборы состоялись. Будущая политическая система большинства основана на результатах выборов 2 декабря.


Мне кажется, пора покончить с отсутствием обсуждения плана Путина, курса Путина и других планов, если они у кого-то есть. Теперь, когда мы знаем, какой план предпочли избиратели, мы открыты к дискуссии, открыты к диалогу и к любым мнениям, к любым предложениям по участию в процессе.



Любовь Чижова : О том, куда заведет Россию "план Путина", рассуждает директор аналитического центра "Меркатор" Дмитрий Орешкин.



Дмитрий Орешкин : С моей точки зрения, если говорить про ландшафт политический, то он, конечно, очень сильно упростился, это прежде всего, что естественно. Потому что сложным ландшафтом приходится управлять сложными методами. А поскольку власть сложными методами не владеет, она ландшафт, естественно, пытается упростить до такой степени, чтобы им можно было командовать из одного центра. Собственно, мне кажется, этой системной причиной и обусловлены были систематические чистки у Сталина, который всегда видел врагов. Он был просто вынужден их уничтожать. Потому что иначе его абсолютная власть, так или иначе, расползалась бы по другим конкурирующим каким-то центрам. Он не хотел делегировать власть никуда. Соответственно, собрал ее в кулаке, упростив модель управления до нельзя с помощью обильного кровопролития. В менее ярком выражении это имеет место и сейчас.


Мне представляется, что с этими выборами российская власть попала в довольно глубокую и очень серьезную проблему. Во всяком случае, у меня личные были возможности убедиться в том, как болезненно воспринимают результаты на верхах. Как всегда проблема в том, что заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. На местах люди так старались обеспечить нужный результат, что перестарались, и теперь легко ожидать массового просто вала сообщений о тотальных фальсификациях. По моим представлениям минимум процентов 20 в результате "Единой России" просто приписано, так вульгарно. Есть еще плюс к этому форма реализации административного ресурса с помощью запретов на альтернативную точку зрения контроля над прессой и так далее, но это уже, скажем так, более или менее, в рамках приличий, когда просто переписывают протоколы, что характерно особенно для так называемых электорально управляемых регионов, типа Дагестана, Чечни. Но постепенно мы входим в фазу подготовки того, что можно было бы назвать буржуазной революцией в прямом смысле слова - революции городов. Города все меньше поддерживают "Единую Россию". Во всех городах по результатам выборов "Единая Россия" получает на 10-15 процентов меньше, несмотря на весь административный ресурс. А поддержка "Единой России" сосредоточена глубоко в провинции. Особенно, как я уже говорил, в управляемых республиках, но и в русской провинции тоже, где из пенсионеров можно, даже не договариваясь с ними, извлечь 100-процентную явку и 100-процентный результат за "Единую Россию". Если Ельцин был по электоральной статистике президентом городов, то есть он всегда в городах набирал больше, чем в провинции, то Путин, опять же по электоральной статистике, и "Единая Россия" это партия провинций.



XS
SM
MD
LG