Ссылки для упрощенного доступа

Политологи о проекте "национальный лидер"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.



Андрей Шарый: После предвыборного съезда партии «Единая Россия» (напомню, он состоялся в начале октября этого года) соратники Владимира Путина стали называть его национальным лидером. Окружение Путина утверждает, что и после марта будущего года он в любом случае останется в политике в качестве лидера нации. На взгляд экспертов, Кремль предпринимает попытку отказаться от демократической процедуры передачи власти в стране. И только что состоявшиеся выборы в Государственную Думу, которые прошли под флагом референдума в поддержку Владимира Путина, которую якобы оказали ему граждане, это стало особенно понятным, выборы были одним из этапов этого процесса. В то же время прошедшие выборы показали, что в России сегодня нет политических вождей. Вот такой парадокс в размышлениях российских политологов.



Олег Кусов: Владимиру Путину удостоверения национального лидера вручать не будут. Но он всё равно после марта будущего года останется фактическим лидером государства, убеждён президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.



Глеб Павловский: Лидер - это понятие не конституционное, это понятие моральное, политическое, это метафора. Путин является лидером по факту, а не потому, что кто-то ему выдаст корочку, в которой будет написано «Национальный лидер №1».



Олег Кусов: Национальный лидер - это миф, с помощью которого на короткий период пытаются сплотить нацию. Это мнение политолога Леонида Радзиховского.



Леонид Радзиховский: Национальный лидер - это понятие, которое никаким образом не определяется выборами, это не должность, на которую можно назначить. Это ощущение, которое очень редко, по очень большим праздникам, в связи с очень необычными событиями и на довольно краткий период возникает в разных нациях. Например, национальным лидером для немцев был Гитлер в течение долгого времени, до этого - Бисмарк, национальным лидером в Англии был Черчилль, национальным лидером для французов - де Голль, для индусов - Ганди. В России национальными лидерами были Ленин, Сталин. Я этим хочу сказать, что национальные лидеры бывают крупнейшими преступниками и серийными убийцами - Гитлер, Сталин, бывают крупными демократическими, политическими деятелями, как Черчилль. Национальные лидеры могут завести страну в полное болото и довести ее до катастрофы, национальной катастрофы - опять же Гитлер, опять же Сталин. Могут спасти страну в ходе войны.



Олег Кусов: Гражданина России Владимира Путина нельзя считать национальным лидером страны, считает Леонид Радзиховский.



Леонид Радзиховский: Поскольку никаких великих событий он не совершил, и сколько ни старается пропаганда объяснить, что если бы не Путин, то Россия был распалась, это такой бред, который даже комментировать невозможно. Его главное достижение - это, с одной стороны, высокая цена на нефть, с другой стороны, умелая антизападная и антилиберальная пропаганда, которая хорошо ложится на душу населения. Это правда. Поэтому на короткий период времени можно надуть ему очень большую, очень высокую популярность. Но поскольку никаких реальных дел за этой популярностью не стоит, то вполне очевидно, что через какое-то время она сдуется до реального размера, то есть размера удачливого политика, который пока что не сделал никаких великих глупостей, что, кстати, для лидера России совсем не так мало - не сделать глупостей, но, безусловно, не сделал и никаких великих или не великих, больших дел, каких-то больших достижений.



Олег Кусов: Цивилизованное гражданское общество не нуждается в национальных лидерах, ему хватает избираемых на определенный срок президентов, убеждён политолог Дмитрий Орешкин.



Дмитрий Орешкин: Понятие национального лидера, с моей точки зрения, размыто и не случайно размыто. Более того, я бы сказал так, что национальный лидер по определению существо, никем не избираемое, никем не назначаемое и никому не подотчетное и поэтому как бы данное свыше, помазанник Божий. Характерно, что не все нации нуждаются в таком понятии, как национальный лидер. Скажем, у Турции был национальный лидер, его звали Ататюрк, у Туркмении был национальный лидер, его звали Туркменбаши, у Советского Союза был национальный лидер, его звали Сталин, опять же никто его не избирал, и никому он не был подотчетен. У Китай был национальный лидер, его звали Дэн Сяопин, у Кубы это Фидель Кастро, у Белоруссии это Батька. Но мне как-то трудно себе представить национального лидера Канады, национального лидера Великобритании, национального лидера Германии, вождя Соединенных Штатов. Вот вся эта терминология, она, на самом деле, корнями восходит к родоплеменным связям и характерна для обществ, для которых эти родоплеменные связи актуальные, вот все эти братские народы, вожди…



Олег Кусов: Вождизм может создать для России серьёзные проблемы, подчёркивает Дмитрий Орешкин.



Дмитрий Орешкин: Без этого лидера мы как бы и заблудимся в процессе великого похода. Потому что нельзя в великом походе быть без вождя. С другой стороны, если есть вождь, значит, должен быть великий поход. Вот одно с другим связано, одно другое предполагает, и коль скоро у нас будет национальный лидер, значит, есть все основания ждать и великого похода. А вот этого мне меньше всего хотелось бы.



Олег Кусов: Прошедшие выборы в Госдуму России не выявили политических вождей, отмечает политолог Леонид Радзиховский.



Леонид Радзиховский: Данное голосование вообще ничего не показало. Да, много людей проголосовало за «Единую Россию», ну и что? Никакого народного энтузиазма, никакого восторга, никаких демонстраций, шествий, изъявлений народной любви абсолютно не было. Была вымученная кампания, полное отсутствие противников. Заметьте, огромная победа одержана «Единой Россией», - и где же ликование? Никакого энтузиазма абсолютно не заметно ни у народа, ни у самой власти, так сказать. Лидером, опирающимся на народную любовь, Путин даже сегодня не является.



Олег Кусов: Проект "национальный лидер" нужен Кремлю для продления полномочий нынешнего президента, но уже в другой форме. Постсоветским странам еще не свойственна традиция демократической смены власти, убежден политолог Вафа Гулузаде.



Вафа Гулузаде: Когда президент уходит после двух сроков по Конституции, это свойственно западным демократиям, Соединенным Штатам Америки. Такой традиции на всей бывшей территории СССР нет. Поэтому, вы видите, никто не уходит от власти добровольно, либо естественно. Поэтому в России тоже так и будет. Россия не имеет никаких демократических традиций. Это столетия царизма, а после этого 70-летие еще более жесткой формы диктатуры - диктатуры пролетариата так называемой, это советская диктатура.



Олег Кусов: Проект "национальный лидер", по мнению многих экспертов, это один из основных этапов создания образа нового российского вождя, которому на практике демократические принципы правления окажутся чуждыми.


XS
SM
MD
LG