Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Вера политика и его президентские перспективы. Возможно ли сотрудничество США и России по иранской проблеме? Цыганские страсти XXI века



Юрий Жигалкин: Неожиданной речью о своей вере ответил кандидат в президенты Митт Ромни на откровенные сомнения многих американцев по поводу появления мормона в качестве президента. Этот шаг одного из ведущих кандидатов напомнил многим легендарное выступление Джона Кеннеди почти 50-летней давности, в котором он говорил о своей католической вере.



Аллан Давыдов: Речь Митта Ромни была адресована всем соотечественникам. Но в первую очередь - евангелистам-протестантам, пользующимся огромным влиянием в республиканской партии и выражающим открытую озабоченность по поводу религиозных воззрений кандидата в президенты. Ромни - мормон. Представители многих религиозных деноминаций отказываются признавать мормонов христианами, считая их учение сектантским. Выступая в четверг в президентской библиотеке Джорджа Буша-старшего в Техасе, Митт Ромни заявил, что его вера является источников его моральных ценностей.



Митт Ромни: Я верю в свою мормонскую религию и стремлюсь жить по ее предписаниям. Это вера моих предков. Я сохраню верность им и моим убеждениям.



Аллан Давыдов: Не вдаваясь в доктринальные различия между конфессиями, Ромни пообещал избирателям, что мормонская церковь не будет влиять на его политические принципы.



Митт Ромни: Позвольте заверить, что руководство ни моей, ни какой-либо другой церквей никогда не будет оказывать воздействие на мои решения, как президента. Их власть лежит в пределах их епархии и заканчивается там, где начинаются вопросы, затрагивающие интересы всей нации.



Аллан Давыдов: Хотя в Соединенных Штатах церковь отделена от государства, политика и религия остаются тесно связаны друг с другом. В американском обществе господствуют две противоположные точки зрения на соотношение политики и религии. Одни американцы считают, что в основе политических решений должны лежать моральные ценности, имеющие религиозную основу. Другие относят религию исключительно к частной жизни. Но, когда речь заходит об избирательном процессе, политикам крайне важно привлечь симпатии верующих, предпочтения которых, как считают, легче спрогнозировать, чем факторы, формирующие мнение других прослоек электората.


Однако, как полагают многие наблюдатели, на предстоящих президентских выборах общепартийные интересы республиканцев могут оказаться выше межконфессиональных разногласий в их лагере, и в преддверии январских первичных выборов обращение Ромни к избирателям-евангелистам может действительно убедить часть из них их отдать за него свой голос. Говорит Альберт Молер, президент Южной баптистской богословской семинарии в Луивилле, штат Кентукки...



Альберт Молер: Я нахожу Митта Ромни привлекательным с точки зрения его политических ориентиров. Как и многим евангелистам, он мне нравится, как человек и семьянин. Это человек с опытом, который позволил бы ему выполнять президентские задачи. И если выдвиженцем от демократической партии станет такой либерал как Хиллари Клинтон, думаю, огромное число евангелистов скажут: «Неделю назад я не думал, что буду голосовать за мормона. Но сейчас я, кажется, к этому готов».



Аллан Давыдов: Многие сравнивают обращение Митта Ромни с предвыборной речью первого президента-католика Джона Кеннеди в 1960 году, в которой тот гарантировал, что в случае его избрания Ватикан не будет оказывать на Америку политического влияния. Кеннеди тогда сказал: «Вопрос не в том, какой церкви я верю, а в том, в какую Америку я верю».



Юрий Жигалкин: Соединенные Штаты еще раз призвали Россию усилить давление на Иран, с тем, чтобы добиться демонтажа его ядерной программы.



Ян Рунов: Перед встречей в Брюсселе с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым Кондолиза Райс сказала, что новая оценка иранской ядерной программы, опубликованная разведывательными службами, не требует смены курса. По мнению госсекретаря, факт замораживания работ по созданию ядерного оружия показывает, что Иран поддаётся давлению, а посему давление необходимо усилить. США вместе с Англией и Францией настаивают на принятии третьей резолюции Совета Безопасности ООН против Ирана, не выполняющего всех требований МАГАТЭ. Рассчитывая на поддержку резолюции со стороны Москвы и Пекина, Кондолиза Райс осторожно заметила, что у Америки имеются лишь тактические разногласия с Россией и Китаем о дополнительных санкциях против Ирана.


Вот как комментирует это вице-президент вашингтонского Совета по американской внешней политике Илан Берман...



Илан Берман: Прежде всего администрация президента Буша должна исходить из реальной ситуации. После доклада разведки совершенно очевидно, что вопрос применения военной силы против Ирана снят с повестки дня. У международной общественности остаются иные инструменты давления на Иран, но без участия России и Китая здесь никак не обойтись. Переговоры госсекретаря с Лавровым, вероятно, будут очень нелёгкими.



Ян Рунов: У США с Россией чисто тактические расхождения по иранской проблеме?



Илан Берман: Это очень красиво сказано, однако расхождения гораздо глубже. Россия и Китай совершенно иначе оценивают ядерную опасность, исходящую от Ирана, чем США. А теперь, после доклада разведки, разногласия станут ещё больше, потому что Москва и Пекин могут указать Вашингтону на заключение американской разведки, более не разделяющей мнения администрации Буша насчёт Ирана. Идея создания единого антииранского фронта отныне намного сложнее.



Ян Рунов: Разве доклад разведслужб был опубликован без ведома президента и его администрации?



Илан Берман: Нет, я думаю, Белый дом знал заранее о публикации. А опубликован он был потому, что был заказан конгрессом. У американских разведорганов есть определённая степень независимости. Правительство не имеет возможности запретить публикацию, но имеет право ознакомиться с отчётами заранее.



Ян Рунов: Это был Илан Берман, вице-президент Совета по американской внешней политике.



Юрий Жигалкин: В четверг дух борьбы с всемирным потеплением впервые восторжествовал в стенах конгресса. Сенатский комитет по проблемам окружающей среды одобрил законопроект, где устанавливаются обязательные ограничения на выброс парниковых газов. Причем сенаторы предложили гораздо более радикальные меры, чем те, которые упоминал Белый дом и обсуждали представители ведущих американских корпораций. Этот закон дает главным загрязнителям атмосферы - а это основные отрасли промышленности - чуть больше десяти лет, чтобы сократить выделение в атмосферу парниковых газов на 20% по сравнению с 2005 годом, и 40 с небольшим лет на то, чтобы уменьшить выбросы на 70%. Законодателей, в отличие, скажем, от президента Буша, не заботит, во сколько могут обойтись эти усилия, но они предусматривают систему покупки и продажи права на выброс углекислоты. Авторы законопроекта надеются на то, что он будет одобрен в будущем году.


Первые показания свидетеля были заслушаны в четверг на заседании военного суда в Гуантанамо. Это, впрочем, было лишь одно из досудебных слушаний, на которых должны быть четко установлены легальные основания для судебного преследования заключенных тюрьмы в Гуантанамо. На первом из таких заседаний рассматривался вопрос, является Салим Ахмед Хамдан, признавший, что он работал шофером и телохранителем Усамы бин Ладена членом незаконного боевого формирования, только в этом случае он подлежит специальному военному суду, чей статут был утвержден специальным законом конгресса. Майор Генри Смит, взявший в плен Хамдана в Афганистане, рассказал, что его машина была остановлена после перестрелки, в ней обнаружены две портативные противовоздушные ракеты, правда без пусковой установки. Однако Хамдан утверждает, что его заданием было лишь перевезти их. Эта третья попытка прокуратуры предать Хамдана суду. Первые две закончились неудачей после того, как судьи посчитали, что юрисдикция их суда не распространяется на обвиняемых с неопределенным статусом.


Прошлое Роберта Хокинса, 19-летнего убийцы, застрелившего восемь человек в торговом центре Омахи в Небраске, дает, по крайней мере, частичный ответ на естественный в таких случаях вопрос: почему? Выяснилось, что 14-летним подростком он впервые был помещен в своего рода психиатрический профилакторий после того, как пригрозил своей мачехе убийством. После этого по решению суда он помещен в лечебницу для взрослых, затем прошел еще два курса лечения в 2004 и 2005 годах. Диагноз, поставленный специалистами, не сообщается, но его знакомые говорят, что он страдал от депрессии и был наркоманом. В августе прошлого дома он покинул стены очередной лечебницы и с тех пор жил у приютивших его чужих людей. За час до начала стрельбы он позвонил им и рассказал, где он оставил записку для них, и похвастал тем, что отныне он станет знаменитым.


Столкновение между двумя цыганскими кланами в Калифорнии, разворачивающееся по сценарию, напоминающему сюжет «Семья Сопрано», совершенно неожиданно стало достоянием гласности, после того, как молодые члены кланов, отбросив понятия цыганской гордости, решили выяснить отношения в суде. А поводом для раздора стало право на занятие древнейшим ремеслом - гаданием.



Владимир Морозов: Семьи Стивенс и Мерино испокон веков занимаются в Южной Калифорнии гаданием. Здесь повсюду встречаются небольшие салоны, сквозь широкие витрины которых можно увидеть матрону экзотической внешности, одетую в цветастое платье. Неприятности начались, когда Эдвард и Соня Мерино открыли пару гадательных салонов в курортной части города Ньюпорт-Бич, недалеко от тех мест, где практикует свое наследственное ремесло семья Стивенс. Члены последней тут же вломились к самозванцам, украли машинку, с помощью которой можно платить за гадание по кредитным картам, и пригрозили, что убьют конкурентов, если те не уберутся.



- Обычно такие и все другие споры решаются внутри самой цыганской общины. Ее старейшины разрешают все проблемы на основании так называемых "законов чести". Они делают все возможное, чтобы не привлекать к своей жизни внимание нецыган.



Владимир Морозов: Антрополог Калифорнийского университета Энн Сузерлэнд говорит, что цыгане стараются избегать конфликтов, заключая межклановые браки. Такой брак существовал и между семьями Стивенс и Мерино. Но родственные связи забылись, когда за право открыть свои салоны на чужой территории Стивенсы потребовали с Мерино полмиллиона долларов единовременно, плюс пять тысяч в неделю. Как видно, гадательный бизнес приносит немалые доходы.


Сотрудник Техасского университета Ян Хэнкок, специалист по цыганской культуре и сам цыган, говорит, что теперь старейшины рвут на себе волосы и сокрушаются о падении нравов, но ничего не поделаешь, и окружающий мир вторгается в прежде полностью изолированную среду. Ян рассказывает, что в городе Хьюстон дошло до того, что цыганки подают в суд на своих бывших мужей и требуют алиментов…


Цыгане стали селиться в США с конца XIX века. Сегодня их здесь около миллиона. Из них 200 тысяч живут в Калифорнии.


XS
SM
MD
LG