Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе.
Кирилл Кобрин: Проблемы телеканала "Имеди" - это лишь один из фрагментов картины разворачивающейся в Грузии кампании по досрочным выборам президента республики. Выборы, напомню, намечены на 5 января. Сегодня появилась информация о том, что некоторые оппозиционные грузинские политики, в их числе так называемый единый кандидат на пост президента от оппозиции Левон Гачечиладзе, проведут в Лондоне встречу с опальным предпринимателем Бадри Патаркацишвили, также заявивший о своем стремлении занять пост главы государства. О перспективах договора объединенных сил и тактики Михаила Саакашвили с независимым тбилисским политологом Рамазом Сакварелидзе побеседовал мой коллега Андрей Шарый.
Андрей Шарый: Помогите нашим слушателям разобраться внутри этого большого числа оппозиционных кандидатов в президенты Грузии. Кого из них можно считать серьезной политической фигурой, кроме известных в России теперь уже Левана Гачечиладзе и Бадри Патаркацишвили?
Рамаз Сакварелидзе: Леван Гачечиладзе стал фигурой, как вы выразились, после ноябрьских событий, когда объединенная оппозиция потом представила Гачечиладзе, как своего кандидата. За Гачечиладзе не стоит конкретная партия, но объединенная оппозиция как раз является опорой для него. Есть объединение двух партий правого толка. Они объединились, как партии, поддерживающие кандидатура Давида Гамкрелидзе. Саришвили тоже малорейтинговая, но все-таки серьезная фигура. То есть где-то 5-6 человек серьезных набирается все-таки.
Андрей Шарый: Есть информация о том, что некоторые лидеры оппозиции, в том числе и Гачечиладзе, будут проводить консультации в Лондоне с Патаркацишвили, видимо, пытаясь как-то согласовать свои позиции. Вы какие-то перспективы таких переговоров видите?
Рамаз Сакварелидзе: Во всяком случае, нынешняя ситуация тбилисская не подсказывает, о чем должна идти речь. Единственное, может быть, объединенная оппозиция нуждается в финансовой поддержке и нуждается в большей консолидации. Может быть, будет предложено как-то не расчленять голоса поддерживающих Патаркацишвили и Гачечиладзе. Других причин таких переговоров на такой дистанции, когда смотришь на процессы, трудно увидеть.
Андрей Шарый: Перспективы того, что Патаркацишвили примет реальное участие не из Лондона, а из Тбилиси в предвыборной кампании, их нет?
Рамаз Сакварелидзе: Перспективы есть, так как у Патаркацишвили, который регистрировался в последние дни, иммунитет, защита, власти не смогут причинить ему вред, он может провести официально свою предвыборную кампанию.
Андрей Шарый: Всем известно, как развивается история с телеканалом "Имеди". Вот в этих условиях, как развивается предвыборная кампания?
Рамаз Сакварелидзе: Отключение "Имеди", честно говоря, не очень-то повлияло на предвыборную кампанию, так как другие каналы более или менее сбалансировано начали давать и информацию, и представлять эфир для дискуссий. Дефицита в эфире оппозиционных фигур нет. Правда, допустим, в студиях, которые контролирует государство, создается именно тот климат, когда оппозиционеры являются под нажимом, но они все-таки присутствуют на этих ток-шоу. Для новостей контролируемых государством каналов передают под определенным углом.
Андрей Шарый: Саакашвили успешно ведет свою предвыборную кампанию, как вы считаете?
Рамаз Сакварелидзе: Я и многие эксперты считают, что он очень активен в своей предвыборной кампании. Правда, есть и некоторые амбивалентные шаги, допустим, он раздает какие-то обещания, и некоторые раздражаются этими обещаниями, так как они прозвучали именно во время выборов, в то время как раньше того же требовали от него граждане. Сейчас Саакашвили идет на те же уступки, которые от него хотели увидеть раньше. Поэтому связанная с выборами такая капитуляция, что ли, отход от ранней политики, у некоторых вызывает раздражение.
Андрей Шарый: По вашим прогнозам, сможет оппозиционный кандидат, какой-то из них, хотя бы выйти во второй тур?
Рамаз Сакварелидзе: Очень трудно предсказать, практически на равных идет борьба, и очень трудно предсказать что-либо.