Ссылки для упрощенного доступа

Журналистку Наталью Морарь не пускают в Россию


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.



Кирилл Кобрин: Странный запрет на въезд в Россию журналистки Натальи Морарь. Сейчас этой ситуацией занялись правозащитники, они направили официальный запрос в пограничную службу, не впустившую корреспондента журнала «The New times» в страну. До сих пор коллеги журналистки не смогли получить от пограничников никаких объяснений. Наталья Морарь - гражданка Молдавии, сейчас она находится в Кишиневе. В журнале «The New times» полагают, что в Россию девушку не впустили из-за статьи «Черная касса Кремля», не так давно опубликованной в издании - она посвящена финансированию последней избирательной кампании из администрации президента.



Любовь Чижова: В отделе по связям с общественностью пограничной службы ФСБ России мне отказались прокомментировать ситуацию с высылкой из страны Натальи Морарь. Объяснили, что с журналистами на эту тему не разговаривают. Получить официальные объяснения от пограничников сейчас пытаются не только коллеги Натальи, но и правозащитники. Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод в понедельник отправил запрос в пограничную службу с просьбой ответить, почему журналистку не впустили в Россию. Александр Брод один из организаторов семинара в Израиле, с которого возвращалась Наталья Морарь.



Александр Брод: Совместно с фондом "Холокост" наша организация организовала семинар для 17 российских журналистов в Иерусалиме, в центре Яд-Вашем. Перед журналистами выступали ведущие израильские эксперты. Вчера я узнал о том, что журналистка, одна из участниц семинара, Наталья Морарь была задержана на границе и депортирована в Молдавию. По данному инциденту мы направили запрос в пограничную службу аэропорта "Домодедово" и Федеральную службу безопасности. Мы ожидаем получить внятные разъяснения от этого ведомства, поскольку мы совместно с Аллой Гербер, президентом фонда "Холокост", чувствуем некую причастность к судьбе этой журналистки. Хотим, чтобы те действия, которые предпринимались на границе в отношении ее, они носили правовую подоплеку. Или здесь в данном случае не все документы Натальи соответствовали российскому законодательству, либо была какая-то иная подоплека у этого инцидента. Поэтому в связи с тем, что инцидент получил уже достаточно большой резонанс в средствах массовой информации, мы надеемся получить разъяснения и добиться того, чтобы журналистка приступила к выполнению своих должностных обязанностей в редакции журнала "The New times".



Любовь Чижова: Журналистку Наталью Морарь, возвращавшуюся в Россию из Израиля с группой коллег, задержали в аэропорту "Домодедово". Сначала ей предложили отправиться обратно в Израиль, но позже разрешили купить билет до Кишинева: Наталья - гражданка Молдавии. Вот что она рассказала Радио Свобода, оказавшись на родине.



Наталья Морарь: Меня встретили прямо у трапа самолета молдавские пограничники. Я вышла из самолета без документов, мои документы были у командира экипажа. Меня провели в здание аэропорта, там меня допрашивали, заставили написать объяснительную. Им тоже пришла бумага, как они заявили, о том, что мне запрещен въезд в Россию, поэтому меня возвращают в Молдавию. Видимо, это уже из пограничной службы аэропорта "Домодедово" им направили официальную бумагу. То есть они на самом деле не понимают еще больше, чем я, это было по ним видно. Поэтому меня отпустили, но взяли мою объяснительную с контактами, так что, скорее всего, они на меня еще выйдут. Ряд пограничников говорили о том, что речь идет о 28-й статье Федеральной миграционной закона, согласно которой въезд иностранному гражданину на территорию Российской Федерации может быть запрещен в случае, если он представляет опасность для безопасности страны, для ее обороноспособности, для правопорядка и если мое нахождение, то есть нахождение иностранного гражданина на территории Российской Федерации, является нежелательным.



Любовь Чижова: Подробности произошедшего в аэропорту "Домодедово" рассказывает коллега Натальи Морарь Илья Барабанов.



Илья Барабанов: Когда наш самолет приземлился, мы вышли из самолета и на паспортном контроле на границе всю нашу группу пропустили, кроме Наташи Морарь, корреспондента «The New times». Сначала ей предложили пройти более тщательный досмотр, а, спустя еще минут 10-15, сообщили о том, что она не имеет права въезжать на территорию страны, сославшись на некий документ, поступивший от управления Федеральной службы безопасности. Предъявлять этот документ нам отказались. Когда чуть позже уже мы обратились к руководству погранслужбы аэропорта "Домодедово", нам сказали, что они никак не могут прокомментировать все случившееся, что это не их решение, что решение о том, чтобы Наташу Морарь не пускать в Россию, принято в центральном аппарате ФСБ и, соответственно, порекомендовали нам обратиться на Лубянку. Сначала журналистку хотели выслать обратно в Тель-Авив, и нам стоило большого труда объяснить этим людям, что в Тель-Авиве ее никто не примет просто потому, что у нее нет визы. В итоге удалось купить билет на Кишинев. Когда она сможет, наконец, вернуться в Россию, въехать, наконец, на ее территорию, пока не известно. Журнал будет прилагать все возможные усилия, чтобы это случилось как можно скорее, потому что все происходящее иначе как каким-то правовым беспределом назвать нельзя. У нее в порядке все документы, у нас с Молдавией, как известно, безвизовый въезд, у нее есть разрешение на работу, выданное Федеральной миграционной службой, у нее есть регистрация, которая заканчивается только в конце года. С юридической точки зрения, это событие никак не обоснованно. Единственное, как я могу обосновать это событие, это тем, что в последнее время из-под пера Натальи Морарь выходил ряд очень острых материалов и последний из них, который вышел буквально в прошлый понедельник, касался того, как президентская администрация спонсировала прошедшую предвыборную кампанию. Материал назывался "Черная касса Кремля", там рассказывалось о том, как чиновники президентской администрации банально кидают своих политических оппонентов, банально кладут себе деньги в карман. Наташа подробно описывала всю эту технологию. А, учитывая, что буквально три недели назад Наташа ездила в Брюссель по приглашению Фонда Беля, и вернулась в Москву беспрепятственно, мы можем сделать вывод, что сегодняшние события как-то связаны с тем, что случилось за последние три недели. Я уверен, что наш журнал сделает все возможное, чтобы журналистка Наташа Морарь смогла как можно скорее вернуться сюда, въехать на территорию России.



Любовь Чижова: Один из руководителей российского Союза журналистов Игорь Яковенко тоже уверен, что Наталью Морарь не впустили в Россию из-за ее профессиональной деятельности.



Игорь Яковенко: Я бы сказал новое слово такое в деятельности наших спецслужб, впервые молодую журналистку сочли опасной для страны. Здесь ведь две проблемы. Во-первых, человек, который проучился здесь, в Московском государственном университете, пять лет, закончил Московский университет, работает в московском средстве массовой информации, и человек, который не может получить гражданство, в то время как сотни тысяч людей, скажем, в Южной Осетии или в Абхазии получают гражданство, не будучи в России ни разу.


Второе, что молодую журналистку считают опасной для страны и нежелательной для въезда. Это абсолютно правовой беспредел, это явно политически мотивированная история. Поэтому мы будем использовать все абсолютно ресурсы, юридические и общественные, для того, чтобы человек оказался на рабочем месте. Это одна из молодых, перспективных и профессионально состоятельных журналистов страны, поэтому она должна, конечно, работать.



XS
SM
MD
LG