Ссылки для упрощенного доступа

Советские методы борьбы с инакомыслием


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Алексей Кузнецов: Главная тема сегодняшнего утреннего эфира - советские методы борьбы с инакомыслием, насколько они повторяются в условиях сегодняшней российской политической жизни. На эту тему с председателем петербургского отделения ПЕН-клуба писателем Константином Азадовским побеседовала наш корреспондент Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: Константин Маркович, вы с женой в свое время были признаны жертвами репрессий со стороны КГБ. Какие методы применялись в советские времена для борьбы с инакомыслящими?



Константин Азадовский: Методов таких было достаточно много. И, вероятно, были специальные подразделения, которые изучали все эти методы во всем их многообразии. Я могу сказать только о тех методах, которые были применены ко мне лично и к моей жене.


Метод, грубо говоря, называется так "подбросить наркотик". Это такая общая формула. Это можно сделать по-разному, и в отношении человека, который вообще никакого отношения к наркотикам не имеет, их не употребляет, это сделать сложно. Во всяком случае, это надо как-то сделать. В моем случае, в случае Светланы, моей жены, это было сделано различно. Это была вообще построена такая операция в несколько ступеней, которая разрабатывалась, потому что просто, когда подходят к человеку, его задерживают по подозрению, допустим, и вынимают у него из кармана наркотики, он говорит, "это не мое", а его уже никто не слушает, ни сотрудники, ни суд впоследствии и так далее. А вот в моем случае они должны были войти в дом, провести обыск, и обязательно дома нужно было найти пакет с пятью граммами анаши. Для этого и была создана многоступенчатая схема. По этой схеме первый удар приняла на себя Светлана, которую задержали якобы по подозрению: "шла женщина по улице, оглядывалась", как было написано в протоколе задержания. До этого она встречалась с одним своим знакомым, иностранцем, который якобы покидает Советский Союз, и он не успевает, просит ее передать лекарства своим знакомым, что она согласилась сделать. С этим лекарством ее и задержали, тоже оказался пакетик с анашой. Это было основанием для того, чтобы прийти ко мне с обыском.


Пришли. Искали, прежде всего, бумаги и книги, разумеется. И вот в процессе обыска на полке с книгами, за книгами один из сотрудников обнаружил этот самый пакет. Я тут же сделал заявление, естественно, что это не мое, услышал ответ, что это все так говорят, ну и началось...



Татьяна Вольтская: Наверное, были еще какие-то способы арестовать неправедного человека?



Константин Азадовский: Валюта могла иметь место и часто имела место. Был способ, вспомним дело Льва Самойловича Клейна, когда человека определенной ориентации... была статья тогда о мужеложстве и эта статья работала очень вяло, но когда нужно было, когда она касалась того человека, который интересовал наши органы, эта статья начинала работать. Так было с нашим замечательным, выдающимся этнографом и ученым Львом Самойловичем Клейном. А, кроме того, вообще, если нужно было человека устранить, то, в конце концов, повод можно всегда придумать.



XS
SM
MD
LG