Ссылки для упрощенного доступа

Пушкинский музей полностью обновил постоянную экспозицию


Обновление постоянной экспозиции в Пушкинском музее отмечают как большой праздник
Обновление постоянной экспозиции в Пушкинском музее отмечают как большой праздник

В одном из лучших музеев мира — Музее изобразительных искусств имени Пушкина — полностью обновили постоянную экспозицию. Она оставалась неизменной с 1977 года. Теперь постоянным посетителям придется вновь осваивать топографию выставочных залов, кроме того, здесь, наряду с привычными произведениями искусства, теперь выставляются и те, что хранились раньше в запасниках.


Обновление постоянной экспозиции в музее отмечают как большой праздник. Даже специальные значки с текстом «Новая экспозиция. Это стоит увидеть!» выпустили. Залы после ремонта преобразились. Здесь новая подсветка и новый дизайн. Так, античное искусство показывают на фоне светлых стен со вставками терракотового цвета.


«И это не случайно, — говорит руководитель Отдела искусства и археологии Древнего мира Владимир Толстиков. — Это классический цвет Греции, цвет земли, цвет глины, обожженной керамики. Такой цвет обязательно нужно сюда было ввести, мы ввели».


Однако, что позволило создать новую и расширенную экспозицию? Пушкинский музей, сообщает его генеральный директор Ирина Антонова, постоянно прирастает новыми зданиями: «Мы сумели их отреставрировать и мы перенесли, скажем, тот же XIX-XX век, мы перенесли в отдельное здание. Кроме того, открыли музей личных коллекций. Это дало нам возможность здесь, в основном здании, гораздо шире показать коллекции классического искусства от древности до начала XIX века».


— А что принципиально нового в новой экспозиции?
— Собственно, ни одна часть картинной галереи не осталась на том месте, на котором она была раньше. Практически все разделы расширены, больше 180 новых произведений введено, в том числе очень сильно расширен отдел Германии и Нидерландов XV-XVI веков. У нас много было прекрасных вещей, но, во-первых, за это время их отреставрировали. Фландрия всегда была в небольшом зале вместе с Испанией, сейчас она одна в зале, в два с половиной раза больше, та же самая Италия ранняя выглядит совершенно по-другому. Чем мы очень гордимся? Это тем, что, наконец, подлинники античные заняли три зала.


— А показываете ли вы теперь не на временных выставках, а постоянно вашу коллекцию золота Шлимана?
— Да, больше того, она в отдельном зале. Раньше она показывалась здесь вместе со всем на свете.


Впервые целое крыло первого этажа основного здания отвели под искусство Древнего мира. Причем, подлинники теперь демонстрируются отдельно от знаменитых гипсовых слепков музея. У Владимира Толстикова есть в обновленных залах особенно любимый им экспонат: «Дело в том, что он долгое время был в запаснике, не выставлялся и сегодня он впервые в новой экспозиции представлен — это голова женского божества, обнаруженная моей экспедицией в ходе раскопок на горе Митридат (Пантикапея). Происходит она из дворца боспорских царей, из резиденции, которую мы нашли, раскопали. Вот один из шедевров греческой скульптуры, эта голова, с очень сложной историей. В последний период после переделки она превратилась в голову Афины, ее снабдили большим каменным шлемом, судя по всему, она представляла богиню Афину, покровительницу рода спартакидов и царского дома спартакидов. Было страшное землетрясение, огромные разрушения, после этого дворец ремонтировали и скульптура тоже была отремонтирована. Совершенно удивительная скульптура, таких в мире вообще единицы».


— Владимир Петрович, насколько обновилась экспозиция в древних залах?
— Сегодня в этом зале не менее 500 экспонатов, это приблизительно на треть больше, чем было раньше в старом, седьмом зале. Причем появились новые значительные разделы, которых раньше у нас не было. Богаче стало искусство микенского периода, Кипр представлен очень широко у нас сейчас, как никогда не был представлен, геометрика греческая очень сильно выросла, греческая архаика.


По словам Ирины Антоновой, в Музее изобразительных искусств рассматривают новую экспозицию как важный, но этап, который обязательно сменится новым этапом: «После того, как будут произведены необходимые работы по освоению тех зданий, которые нам уже переданы правительством, но которые требуют, конечно, больших очень реставрационных работ, потом предстоит строительство четырех новых зданий: библиотеки, музыкального центра, выставочного зала и зала для администрации. Когда это все будет сделано, вот тогда музей перейдет в какое-то новое состояние и будет новый этап».


— Ирина Александровна, когда по отношению к Москве я слышу слово «строительство», я всегда вздрагиваю. Потому что в девяти из десяти случаев это значит, что снесут какую-то старую, хорошую застройку.
— Где будем строить мы, там пустая земля, она оформлена в собственность музея. Так что никаких сносов предварительных для нового строительства не будет просто потому, что все спланировано на свободных территориях. Это то, что мы называем музейным городком. Над концепцией этого городка работал очень известный английский архитектор Норман Фостер и, что мне очень понравилось, что он именно понимал свою задачу, как создание такой инфраструктуры, когда это не сумма отдельно стоящих домиков, а когда это единый комплекс. Там задумано интересное подземное строительство, соединяющее все. Мне кажется, это очень удачный ход.


XS
SM
MD
LG