Дмитрий Волчек : Человек дня Радио Свобода 18 декабря – шахматист Гата Камский.
17 декабря в Ханты-Мансийске завершился второй в истории розыгрыш Кубка мира по шахматам. В течение трех недель 128 сильнейших гроссмейстеров мира бились за победу. В итоге она досталась Гате Камскому, который в 1989 году эмигрировал из Советского Союза в Соединенные Штаты. Теперь он стал претендентом на титул чемпиона мира.
Человека дня представляет мой коллега Алексей Кузнецов.
Алексей Кузнецов : В середине 90-х Гатаулла Рустемович Камский никаким образом не выглядел на такое солидное имя-отчество. Худенький паренек Гата в круглых очечках... Нет, это даже был не будущий Гарри Поттер. Не было в нем, как говорится, харизмы и даже печати Того, Кого Называть Не Следует, тоже не наблюдалось.
Мне пришлось в 1996 году побывать в Элисте на финальном матче за титул чемпиона мира по версии Международной шахматной федерации ( ФИДЕ) . В этом матче юный вундеркинд Гата Камский, с виду совершеннейший, как говорит мой старший сын, «ботаник», сражался с искушенным в шахматных интригах Анатолием Карповым. Тогда из-за спины Гаты всегда выглядывал, а то и, оттесняя талантливого сына, выскакивал на первый план его отец Рустам Камский, известный шахматный скандалист. Что ж - он буквально силой вытащил Гату на мировую шахматную авансцену. Однако нельзя сказать, чтобы мальчику нравился такой суровый папашин диктат и его весьма резкие методы эдакого «красного директора». Тогда в Элисте Карпов преподал отцу и сыну Камским суровый урок "подковерных" шахмат, заставив их принять вроде бы незапланированное изменение в регламенте. И еще до начала матча Камский утратил все шансы на победу.
Моральная травма у Гаты наверняка была сильнейшей. Он даже вскоре покинул большие шахматы, где вся деятельность президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова строилась на диктаторских принципах, а интриги и интриганы процветали. Но, видимо, постепенное освобождение от папиного диктата пошло ему на пользу. И вот сейчас Гата постепенно обретает шахматную форму. Все, кто общался с ним в последнее время, говорят, что он повеселел, обрел уверенность и, несмотря на некоторую шахматную отсталость в теории, начал играть на очень высоком уровне. Пошли и результаты, подрос рейтинг. И победа Камского на Кубке мира 2007 года стала закономерным итогом развития его таланта и характера, казалось бы, навсегда сломленного старшим поколением.
Вряд ли сейчас Камский сразу же будет претендовать на высочайшие места в рейтинге. Но формально сейчас он вошел в четверку претендентов на титул чемпиона мира. Теперь ему предстоит противостоять еще одному мастеру закулисных шахмат – Сильвио Данаилову, менеджеру экс-чемпиона мира болгарина Веселина Топалова. По части взаимодействия с диктатором-менеджером, кстати, Камский Топалова многому мог бы и научить. Ведь самому Гате такие уроки явно пошли впрок – и в шахматном, и в человеческом смысле.