Ссылки для упрощенного доступа

Радиоблог. Музыкальный сайт "Звуки.ру"


Алексей Кузнецов: Сегодня у нас в гостях Соня Соколова, главный редактор сайта «Звуки.ру» (www.zvuki.ru).



Екатерина Пархоменко: В последнее время у нас было много программ, посвященных разнообразным проблемам, сложностям, тяжелым всяким моментам. И сегодня мы решили устроить себе маленькую отдушину. Мы позвали в гости Соню Соколову, чтобы она нам рассказала про свой музыкальный сайт, как понятно из названия, «Звуки.ру», как он взаимодействует с блогами, а главное, про праздник, который «Звуки.ру» устраивает на этой неделе, посвященный, насколько я понимаю, дню рождения сайта.



Софья Соколова: Да, в этом году «Звукам» исполняется аж 11 лет.



Алексей Кузнецов: 19-го числа, по-моему, да?



Софья Соколова: 19-го числа мы будем отмечать это знаменательное событие в клубе «Б-2». Мы все страшно волнуемся, потому что в этом году этот фестиваль стал гораздо более международным, нежели он был в прошлых годах. То есть мы всегда привозили на фестиваль парочку-другую хороших музыкантов, но в этот раз решили расщедриться и сказали всем своим авторам, в том числе известным блогерам: привозите к себе кого-нибудь, кого вы хотите. И дальше начали все составлять себе списки, кого бы кто хотел пригласить. Мы долго сидели, голосовали, кого можно выбрать из всей этой плеяды замечательных музыкантов, и составили программу, от которой сами до сих пор пребываем в состоянии тихого онемения, потому что, если все это получится, а я очень надеюсь, что все это получится, это будет, наверное, лучший фестиваль и самый интерактивный фестиваль из всех, что мы до этого делали.



Екатерина Пархоменко: Какое участие блогеры принимали в этом?



Софья Соколова: Дело в том, что мы долгое время спрашивали людей, что они хотели бы видеть на наших фестивалях. У нас есть достаточно жесткие три правила участия. Во-первых, ни одна группа не играет на фестивалях «Звуков» дважды, во-вторых, никакого, извините, говнорока и, в-третьих, никакого формата. То есть под роком своеобразным подразумевается в основном куплет-припев под гитару достаточно низкопробный. Никакого формата – то есть вы никогда не увидите то, что мы показываем, ни по какому телеку и чаще всего в «больших» СМИ так называемых никогда ничего похожего не звучит, потому что в основном это фри-джаз, авангард, различные вида нойза, инди-рока и так далее. Действительно, достаточно сложно было все это время выдерживать характер. Каждый раз, когда мы составляем программу, мы всегда спрашиваем блогеров: какими бы вы хотели видеть очередной фестиваль? В прошлом году у нас был абсолютный хедлайнер, там была Земфира с новым проектом, она пела джаз а капелла, что совсем для нее не типично. В этом году мы решили задавать вопросы «чтобы вы хотели услышать?». И посыпались рацпредложения. В результате в программе появилась уже, можно сказать, с последним концертом в своей жизни группа «…и Друг Мой Грузовик». Они дают действительно последний концерт, потому что группа прекращает свое существование, и напоследок народ захотел ее увидеть. Появились электронные герои 4 Hero , которые вообще никогда раньше в России не были, мы сами не верили, что они согласятся, потому что их лидер Марк Мэк панически боится летать самолетами.



Екатерина Пархоменко: А откуда они?



Софья Соколова: Они из Англии. То есть приехать по-другому… только на пароме через Ла-Манш. Вот в результате его убедили. И это, собственно, следствие того, что народ высказался. Ну, а дальше программа начала нарастать, как снежный ком. То есть у меня в ЖЖ начали появляться люди со словами: давайте мы у вас сыграем. Или: я знаю, кто еще может сыграть. И вот так мы и получили семь команд в этом году. Думаю, что в следующем году мы просто будем заранее спрашивать: ну-ка, назовите нам десяток имен, ребята, по кому вы соскучились. И имена будут еще более крутые, потому что в этом году голосовали в основном музыкальные журналисты, которые составляют мой контакт-лист. А в следующем году, я полагаю, это надо вынести уже на широкое обсуждение, пускай народ сам себя и радует.



Екатерина Пархоменко: Сам себе выбирает. Может, мы тогда поставим один трек из того, кого ты назвала. Как зовут музыканта?



Софья Соколова: Это 4Hero, замечательный электронный дуэт, в проектах которого на последней пластинке принимало участие аж 40 музыкантов. Они приезжают вчетвером. Причем в состав группы в этот раз войдет безумный флейтист Jazzamar, а я предлагаю поставить композицию под названием Moning child , очень легкая, сказочная, спетая нежным женским голосом.



Звучит композиция Morning child .



Алексей Кузнецов: Соня рассказала, что некоторые ограничения будут среди тех, кто примет участие в праздновании юбилея, в частности, неформатные группы. Все-таки слово «неформатные» в данном случае, мне кажется, требует более подробного разъяснения. И главное, кто определяет – формат или нет. Ну, приедет к вам Led Zeppelin , например. Форматная это группа или нет?



Софья Соколова: К нам, боюсь, Led Zeppelin не приедет.



Екатерина Пархоменко: Ну, почему бы нам не помечтать?



Софья Соколова: Ой, было бы здорово! На самом деле у меня была такая мечта в этом году – позвать группу Madness , потому что в этом году, помимо Led Zeppelin , две известных группы, два известных коллектива заявили о том, что они заново будут пытаться играть вместе. И два этих концерта из трех я имела счастье наблюдать. Во-первых, Madness летом давали первый за последние 12 лет совместный тур. И, во-вторых, после множества лет молчания, аж с 90-х годов, воссоединились Portishead . Каждый раз, когда видишь воссоединение титанов, слышишь вот эту музыку, которую знаешь наизусть, и понимаешь, что ты присутствуешь при историческом событии… я уверена, что все зрители концерта Led Zeppelin явно будут об этом писать в мемуарах, если уже не написали во всех доступных им местах, в частности, в блогах. Хочешь тоже что-нибудь такое сделать для вечности, что-нибудь серьезное. Мне тоже хотелось что-то сделать для вечности. Но, как ни странно, массовые СМИ, телеканалы, крупные радиостанции почему-то для вечности ничего делать не хотят, они в основном гонят вот этот совершенно не разбираемый поп-поток, из которого очень сложно вычленить… из одной длинной танцевальной композиции вычленить что-то такое, что говорит какие-то близкие слова лично тебе. И тем более, просто оттанцевав это, отпрыгав, как-то не понимаешь, и зачем все это было. Мы стараемся наоборот избегать такого подхода и привозим группы, которые заведомо интересны, о которых заведомо и поговорить любопытно, о которых любопытно поспорить, музыка которых неоднозначна и которых невозможно даже толком сразу определить, что это такое. Вы понимаете, что 90% того, что сейчас показывают центральное телеканалы, это достаточно просто определяемый попс, попс и есть. Вот это мне неинтересно.



Алексей Кузнецов: Я понимаю, что есть вещи, которые очень легко определить, свести к минимуму их художественное значение по простому принципу: показали по ОРТ или РТР - значит все, с этим мы больше дело не имеем. Но, во-первых, есть и другие телеканалы, «Культура», к примеру, правда, там тоже особо авангардного рока никто не играет, но иногда бывает, что что-то такое промелькнет. Во-вторых, количество радиостанций, на которых все же появляется более серьезная музыка…



Софья Соколова: Скорее, в эпизодическом режиме, согласитесь.



Алексей Кузнецов: Все-таки мне хочется вас на чем-нибудь подловить. У вас статья про «Вежливый отказ» недавно написана. Ведь и по телевидению центральному показывали их выступление раз или два. Формат это или нет? С точки зрения музыки, абсолютный неформат…



Софья Соколова: Мы говорим сейчас только о музыкальном неформате и понятное дело, что меня в данном случае очень мало заботит, что показывают по ОРТ, что нет, потому что я телевизор выкинула в начале 90-х и с того времени его и не смотрю. Точнее так, смотрю, надолго на нем зависают, потом меня приходится кликать, чтобы я отвисла, потому что я не приучена не реагировать на источник раздражения, источник говорения.



Алексей Кузнецов: Ну, это смотря что смотреть. Недавно, например, фильм «Зеркало» показывали по телевидению, вряд ли это такой уж сильный телевизионный формат.



Софья Соколова: Полагаю, что все-таки это уже… Это как классика, как Достоевского в школе проходят.



Алексей Кузнецов: Что же плохого, если классику показывают?



Софья Соколова: Это же здорово. Было бы здорово, если бы ее больше показывали. Но проблема в том, что, согласитесь, самые рейтинговые передачи сейчас – разнообразные клоны «Фабрики звезд», разнообразные «концерты в честь».



Алексей Кузнецов: Так нечего их смотреть, «Ледниковые периоды».



Софья Соколова: Абсолютно верно. Мы, собственно, и не смотрим, мы просто даем альтернативу.



Екатерина Пархоменко: Соня, ты называешь какие-то группы – воссоединение титанов и так далее. Скажи, пожалуйста, «Звуки» существуют уже 11 лет. А есть ли в вашей истории какой-нибудь сюжет, когда вы дали жизнь, какой-то толчок начинающей группе, наоборот?



Софья Соколова: Неоднократно. Я могу назвать один из последних случаев, когда мы делали проект, ставший для многих клубных промоутеров неким поворотным моментов в истории клубной жизни Москвы. Есть такой диджей, сейчас становящийся стремительно известным, его зовут Миша Дельвиг. Месяц-полтора назад мы с ним делали проект под названием «Пять пятниц». Это такой забавный интерактивный диджей, который у себя в ЖЖ каждую пятницу по заявкам слушателей выкладывал новый микс. И что вы думаете? Мы его сейчас зовем к себе поиграть в «Звуках.ру» на фестивале и неожиданно выясняем, что Миша уже очень плотно ангажирован. То есть уже буквально все клубные тусовки с декабря месяца, начиная с середины и кончая Новым годом, заполнены плотно Мишей Дельвигом. И только исключительно потому, что начал он свою карьеру с нашей помощью, только поэтому молодой человек снисходительно соглашается отыграть у нас свой сет.



Алексей Кузнецов: Ах, вы формат! – должны вы ему сказать. – Тогда не надо к нам ехать, выступай, где тебя ангажировали.



Софья Соколова: Эти истории происходят постоянно. Причем иногда бывает совсем смешно, потому что приходит к нам в начале 2000 года провинциальная группа - две девочки, пара мальчиков, гитарки, синтезатор. Ничего, симпатичная группа. Мы, похлопывая по плечу вежливо, даем ей положительную рецензию, выкладываем демо, потом через некоторое время те же девочки и мальчик делают известный саундтрек к известному фильму, а потом приносят нам новый альбом и, в общем-то, альбом-то тот же самый, только записан чуть получше. Ну, и группа называется «Город 312».



Екатерина Пархоменко: Это те, которые саундтрек к «Ночному дозору» писали?



Софья Соколова: Совершенно верно. А саундтрек-то, в общем, существует уже достаточно давно, то есть ничего за это время не поменялось, кроме того, что их просто лучше записали.



Екатерина Пархоменко: То есть музыка была написана до того, как ее взяли в фильм?



Софья Соколова: Музыка уже существует и группа уже давно существует. Но просто так складываются звезды, что в какой-то момент проект выигрывает, какой-то проект может очень долго существовать… Классическая показательная история с «Вежливым отказом», уже упоминавшимся сегодня. Группа может очень долго существовать, играть практически в никуда, в пустоту, ощущать собственную ненужность. Потом группа разваливается - и вдруг выясняется, что она была нужна огромному количеству народа.



Алексей Кузнецов: Да еще как нужна была! Я прекрасно помню те годы, когда на ура воспринималась…



Софья Соколова: Совершенно верно. А помните последний концерт «Вежливого отказа», когда просто люди стояли в зале и плакали, потому что они понимали, что уходит великая группа?



Алексей Кузнецов: А нет такой музыки в стране фактически. Я недавно пытался вспомнить, играл ли у нас кто-нибудь авангардный рок и что-то такое… ну, два-три названия совершенно неизвестных, с большим напряжением «Аквариум» я бы отнес, исключительно за счет стихов, и что-нибудь еще…



Софья Соколова: «Аукцыон», например.



Алексей Кузнецов: Это все же попроще. Курехина еще вспомнил. Все-таки вернулся бы я к названию нашей программы – «Радиоблог». Подробнее о взаимоотношениях с блогами вы начали говорить, в эту сторону давайте немножко свернем.



Софья Соколова: Фактически все участники «Звуков» так или иначе с блогами работают. У нас регулярно возникают контакты с известными музыкантами. Да и собственно все участники практически нашего нынешнего фестиваля известные блогеры. Очевидно, что, когда мы делаем какое-нибудь офлайновое событие, для нас важно не то, чтобы нагнать какую-нибудь большую толпу, мы же не фестиваль «Нашествие», нас интересует публика, которая поймет, что мы ей показываем. Поэтому мы не только всегда спрашиваем, зачем ребята вам все это и хотите ли вы все это слышать, но и распространяем, естественно, рекламу этого фестиваля, преимущественно в блогах. Сейчас мы с вами находимся в офлайне, для меня это редкий случай, когда я рассказываю о фестивале где-то за пределами Интернета. На самом деле практически все сведения о наших событиях и о том, что мы делаем, можно почерпнуть только там. Естественно, источник этого вируса это в основном мой ЖЖ, как ЖЖ главного редактора. У меня ник phoneme . Фонема, как изве стно, мельчайшая единица звука. И во френдах у меня, как несложно догадаться, в основном музыканты и музыкальные журналисты. Ну и собственно, каждый раз, когда я что-нибудь любопытное нарою, в закрома тащу, выкладываю у себя в ЖЖ, долго потом со всеми окружающими делюсь, и идет волна, дальше очень смешно смотреть, как волна возвращается. Потому что через некоторое время появляются музыканты, о которых я писала или упоминала, и начинается забавный контакт, он нарастает, как снежный ком. В результате получаются смешнейшие альянсы. В прошлом году альянс Земфиры с вокальным квартетом Cool&Jazzy ( это квартет а капелла) сложился именно таким образом.



Екатерина Пархоменко: Они и пели у тебя на прошлогоднем фестивале?



Софья Соколова: Да, это они и пели на прошлогоднем фестивале. В прошлом же году я у себя в ЖЖ написала, как бы было здорово, если бы группа «Вежливый отказ» исполнила у нас что-нибудь. Появляется в моем ЖЖ басист Дима Шумилов, говорит нам: почему бы и нет?



Екатерина Пархоменко: Ну, у вас там какое-то счастье сплошное.



Алексей Кузнецов: Начать перечислять какие-то давно забытые имена из старых русских, советских еще музыкантов…



Софья Соколова: Знаете, из старых русских я подозреваю, что я, в общем, уже и не хочу никого слышать, потому что…



Алексей Кузнецов: Неинтересно?



Софья Соколова: Да, к сожалению, уже неинтересно. Мне интересны новые, молодые, голодные, злобные. Потому что мы сейчас, например, на этот фестиваль нашли совершенно уникальную группу из Воронежа, называются они Happy 55 и играют потрясающий фри-джаз, такой минималистский. А с ними будет петь девушка под ником Октет, это наш музыкальный редактор Таня Балакирская, которая у нас пишет о джазе, но она еще, помимо всего прочего, обладает отличным джазовым вокалом. Это как раз тот контакт, который случился благодаря Интернету, он весь полностью виртуальный. Что они будут петь, я не знаю, они сейчас репетируют. Выйдут они с абсолютно новой программой, то есть на самом деле от Happy 55… если посмотреть, они ничего еще не выпускали, они еще очень молодые. Можно встретить буквально пару роликов на YouTube , причем эти ролики, вы понимаете, записаны в воронежском клубе в кошмарном качестве на ручную камеру, это не самые достойный видеоматериал, который можно предложить, но это единственное, что о них есть. Я их видела живьем и я подтверждаю и готова выдавать им гигантский кредит доверия, понимая, что эти люди действительно могут сделать хорошую крепкую программу.



Екатерина Пархоменко: А ты нам не принесла их?



Софья Соколова: К сожалению, нет, потому что, как я уже говорила, они ничего не выпускали. Но зато я вам могу поставить хорватскую группу Bilk , которую мы тоже нашли совершенно случайным образом, они тоже водятся в ЖЖ. Начнут они с прогноза погоды. Песня называется «Солнечно».



Звучит композиция «Солнечно».



Алексей Кузнецов: Раз «Солнечно», послушаем Воркуту, извините за каламбур. У нас есть звонок Александра из Воркуты.



Слушатель: У вас можно купить записи на сайте, причем записи отдельных вещей стоят одинаково, независимо от их длительности и великости музыкантов. Как это можно объяснить и легальна ли такая продажа?



Софья Соколова: Продажа абсолютно легальна, продажа производится при помощи придуманной мною год назад системы sound key . Эта система позволяет всем авторам, вне зависимости от их происхождения и уровня музыкальной образованности назначать самим цену на свои композиции. То есть музыкант сам загружает музыку на сервер, сам загружает стоимость трека, назначает, сколько этот трек будет стоить, и получает совершенно честное роялти на свой расчетный счет. Система уникальна, в России раньше такой не было, и мы абсолютно горды тем, что сейчас она используется уже на множестве сайтов. Так что не только на «Звуках.ру», но и на собственном сайте «Саундкей» и на сайте «Рамблера», и на «Джаз.ру», и на «Мамбе» вы может сейчас уже встретить наши магазины, по такой же системе легальных продаж они работают.



Алексей Кузнецов: Скажите, а это не тот ли принцип, по которому Radiohead , по-моему, продавали свои композиции?



Софья Соколова: Radiohead пошли немножко дальше, они совместили эту идею с идеей промо, они предложили слушателям назначить цену за композицию. Слушатели в результате получили очень забавный разброс. Люди платили от одного фунта до, по-моему, 40 включительно. В среднем цена составила около 2,86 фунтов за песню, то есть где-то четыре доллара.



Алексей Кузнецов: А у вас назначена цена?



Софья Соколова: У нас да, цену назначают музыканты. Хочет за рубль продавать - продает за рубль, хочет за 20 – продает за 20. Мы их ни в чем не ограничиваем.



Алексей Кузнецов: Есть такой человек в России, очень известный культуролог Александр Долгин, он очень активно пропагандирует такую схему по культуре и выступал у нас недавно в программе, описывал саму механику. Очень любопытно он говорил о том, что если это ввести в культурный обиход, в культурное сознание, то вот тогда не заплатить будет стыдно, будет неприлично. Если к этому прийти, то это будет, конечно, любопытная система. Это сильно ударит по интересам индустрии – музыкальной и, вообще, любой воспроизводящей?



Софья Соколова: Когда я вводила sound key в оборот, у меня всегда спрашивали: ты что, хочешь убить лейбл, ты хочешь избавиться от фирм грамзаписи? Я говорила: ну, ребята, что вы, лейблы уже за это время аккумулировали у себя огромное количество музыки и прав на нее. У них просто нет технологических средств к тому, чтобы этой музыкой корректно делиться. То есть купить-то они все это смогли, но дальше они просто начали торговать правами вместо того, чтобы торговать музыкой. И я им позволяю фактически вернуть эту ситуацию в нормальное положение. Да, они сами мне прав не передают ни на что, но при этом они сами музыкой распоряжаются. То есть я выступаю, как нормальный агент кого угодно, начиная от транснациональной корпорации Sony BMG, кончая неизвестным никому музыкантом Васей Смирновым из города Махачкала. Совершенно на равных эти люди могут представить свою музыку у меня и уже дальше - ну, кого купят.



Алексей Кузнецов: Логично. По-моему, даже Стивен Кинг когда-то пытался распространять свои тексты…



Софья Соколова: Он опередил время.



Екатерина Пархоменко: Да, слишком рано выскочил.



Алексей Кузнецов: Элементы фантастики присутствовали и в его творчестве, и в его общественной деятельности, как оказалось.



Екатерина Пархоменко: Вообще, эта тема добровольного платежа и выбора, сколько заплатить, она мне страшно нравится, потому что выясняется, что это работает. И, кстати, LiveJournal – это блестящий пример. В прошлой программе мы как раз обсуждали, на чем зарабатывает этот сервис, и выяснилось, что… Нас как-то последний год там особенно рекламой травили в разных видах. Один из его топ-менеджеров сказал, что самые главные деньги зарабатываются за счет тех пользователей, которые добровольно платят за этот сервис, и этих пользователей сотни тысяч, и, соответственно, это миллионы долларов.



Алексей Кузнецов: И вот вам перспектива и блогов, в частности, и сайтов, подобных вашему.



Екатерина Пархоменко: Да, близкие конструкции.



Софья Соколова: Так и есть.



Алексей Кузнецов: У нас время программы подходит к завершению. Давайте сейчас поставим музыку, третий саундтрек, который вы принесли. Вы нам расскажите, что это и мы будем закрывать программу на этой музыке.



Софья Соколова: Одна из известнейших звезд, как раз, кстати, выпускаемых компанией Sony BMG, Шин Эванс , вокалистка группы Kosheen, группу Kosheen она создала сама, прекрасно поет, она уникальный музыкант, и она приезжает к нам с новым проектом. Песня Hide U .



Звучит композиция Hide U .


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG