Ссылки для упрощенного доступа

Предвыборные дебаты в Соединенных Штатах. От Ирака до медицинского страхования


Ирина Лагунина: Президентская кампания в США приближается к своему первому промежуточному финишу – после первичных выборов в штатах Айова и Нью-Гэмпшир определятся лидеры гонки и отсеются явные аутсайдеры. Кандидаты ведут упорную борьбу и в настоящий момент угадать фаворитов невозможно. Рассказывает Владимир Абаринов.



Владимир Абаринов: Штат Айова открывает сезон первичных выборов 3 января. Пять дней спустя голосовать будут избиратели Нью-Гэмпшира. Такой плотный график заставляет кандидатов вести кампанию сразу в двух штатах, благо штаты маленькие. Нет кандидата, который не боялся бы первичных выборов в Айове. Это первое реальное испытание: сколько бы денег ты ни собрал, чьей бы поддержкой ни заручился, решают твою участь все равно избиратели, которые в этом штате славятся своенравием.


Голосование в Айове проходит по своеобразной процедуре – она называется кокус. После обсуждения разных насущных вопросов, а также достоинств и недостатков кандидатов избиратели приступают к голосованию. Голосуют не поднятием рук и не опусканием бюллетеней в урны, а расходятся по разным углам помещения в зависимости от своих предпочтений. Начинается подсчет. Если ни одна из кандидатур не набирает 15 процентов голосов присутствующих, избирателям предоставляется право передумать и перейти в другую группу.


До кокусов в Айове остается две недели, но их результаты по-прежнему непредсказуемы. У демократов на первое место с 33 процентами вышел сенатор Барак Обама – ему очень помогла поддержка телезвезды Опры Уинфри, с популярностью которой не может соперничать даже Билл Клинтон, принимающий активное учвастине в кампании своей жены. Хиллари Клинтон уступает Обаме 4 процентных пункта, но это размер статистической погрешности при опросах.


У республиканцев неожиданно вырвался вперед бывший губернатор штата Арканзас Майк Хаккаби, которого считали аутсайдером. Его рейтинг сегодня - 30 процентов. Второй номер республиканцев Руди Джулиани пока никак не может сократить отрыв – у него всего 16 процентов. А в спину Джулиани дышат еще трое соперников.


Одной из последних попыток улучшить свои шансы были для кандидатов дебаты, организованные крупнейшей газетой штата Аойва «Де Мойн реджистер». Участникам задавались вопросы, которые газета получила от своих читателей. Оказалось, что жителей штата в первую очередь волнуют такие проблемы, как бюджетный дефицит, качество школьного образования, медицинское страхование. На один вопрос ответили все кандидаты. Он звучал так: «Чем вы займетесь в первую очередь и чего рассчитываете достигнуть за первый год на посту президента?» Отвечает сенатор Барак Обама.



Барак Обама: Я соберу Объединенный комитет начальников штабов и скажу им, что у них теперь новая задача, а именно – ответственно, осторожно закончить войну в Ираке, вернуть наших солдат домой. Я начну осуществлять такую дипломатию, какая необходима, чтобы стабилизировать страну и регион, из которого мы уходим. Во-вторых, я поручу моему новому министру юстиции проверить каждый указ, изданный Джорджем Бушем. И любой из них, если он подрывает Конституцию или разрушает наши гражданские свободы, будет отменен. В-третьих, мы вступим в открытый диалог со всеми ключевыми игроками в области здравоохранения с тем, чтобы сдвинуть с места решение проблемы предоставления медицинской страховки каждому американцу.



Владимир Абаринов: Ответ демократа Джона Эдвардса – он участвует в президентской кампании во второй раз и твердо держится на третьей позиции.



Джон Эдвардс: Я тут слушаю и слышу чертовски много обещаний сделать то да это в первый год президентства. Я думаю, народ должен знать правду. Мы столкнулись с очень серьезным вызовом. Я сделаю то, чего все мы хотим. Я положу конец войне. Я закрою тюрьму в Гуантанамо. Я верну народу гражданские свободы. И я начну борьбу за реформу здравоохранения, за всеобщий доступ к медицине, а также борьбу с глобальным потеплением. Но ничего этого не произойдет, если у нас не будет президента, который призовет американцев сплотиться, чтобы вернуть себе эту демократию и эту страну. Происходящее в Америке сегодня совершенно очевидно. Существует горстка людей с укоренивимися интересами, людей, обладающих корпоративной мощью и корпоративной алчностью, богатейшие люди Америки, контролирующие процесс отчуждения демократии. Мы должны ее у них отобрать.



Владимир Абаринов: Сенатор Хиллари Клинтон.



Хиллари Клинтон: Я буду очень занята, потому что я знаю, как важно начать, и начать сразу. Я начну с того, что закончу войну в Ираке и верну домой всех наших солдат. Я пошлю по всему свету своих представителей, назначенных на непартийной основе, с очень простым посланием: эпоха ковбойской дипломатии закончена. Мы начинаем работать сообща над поисками точек соприкосновения везде, где это возможно. Я проверю каждый президентский указ, отменю те из них, которые подрывают Конституцию и нарушают власть закона. И издам свои – например, о невмешательстве государства в дела науки, тем самым, положив конец войне Буша с наукой. Я попрошу Конгресс прислать мне все законопроекты, на которые Буш наложил вето – такие как проект, допускающий научные исследования с использованием стволовых клеток человека, и начну готовить свои собственные предложения Конгрессу по законодательству и бюджету.



Владимир Абаринов: Послушаем республиканцев. Бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани.



Руди Джулиан: Мы в состоянии защитить страну от исламского терроризма и обеспечить себе победу в войне с исламскими террористами. Мы можем положить конец нелегальной иммиграции, укрепив границу. На этой потребуется два-три года, но мы можем начать. Мы можем провести значительное сокращение налогов, чтобы стимулировать экономику. Я немедленно начну сокращать численность федерального правительства точно так же, как я это сделал, когда был мэром Нью-Йорка. Энергетическую независимость я сделаю таким же приоритетом, каким были в свое время программа высадки человека на Луну или проект Манхэттен по созданию атомной бомбы. Можно приводить различные аргументы в пользу энергетической независимости, но я не буду много говорить, а просто добьюсь ее.



Владимир Абаринов: Фред Томпсон – бывший конгрессмен и популярный киноактер.



Фред Томпсон: Мне не потребуется год. Я выйду и скажу американскому народу правду и постараюсь заручиться его доверием. Я скажу людям, что мы еще не пришли к общему мнению о том, что считать угрозой и как нам защищать себя. Я скажу им, если они этого еще не знают, что мы банкротим следующее поколение, и никто даже не желает говорить об этом, и еще меньшее число людей что-то с этим делают. А потом я соберу членов Конгресса и скажу им: я получил мандат. Мы можем работать вместе или я обращусь к народу через ваши головы.



Владимир Абаринов: Бывший губернатор штата Массачусетс Митт Ромни. В опросах он опережает Томпсона, но уступает Джулиани. Впрочем, это различия в пределах погрешности.



Митт Ромни: В свой первый год я хочу больше делать и меньше говорить. Я хочу сделать многое. Прежде всего, я хочу ввести в действие стратегию, которая позволит нам одержать верх над глобальным джихадом и сохранить мир в безопасности. Я хочу прекратить нелегальную иммиграцию. Мы можем добиться этого. Я хочу остановить необыкновенный рост федеральных расходов и облегчить налоговое бремя семьям со средним уровнем дохода. Я хочу начать путь к энергетической независимости. Я хочу сделать наши школы конкурентоспособными в глобальном масштабе и я хочу, чтобы медицинскую страховку имел каждый гражданин Америки. Чтобы осуществить все это, потребуются четыре года, но я задам правильное направление. Наши вооруженные силы, наша экономика, наши ценности, наши семьи – все они станут сильнее по истечении моего первого года на посту президента.



Владимир Абаринов: Майк Хаккаби, лидер среди республиканцев.



Майк Хаккаби: Мне нравится списки, оглашенные ранее, и я согласен, что каждый пункт в них важен. Реальность состоит в том, что ничто из этого списка не будет сделано, если предварительно мы не сплотим страну. Я считаю, первейший приоритет следующего президента – это быть президентом всех Соединенных Штатов. В настоящий момент мы очень поляризованная страна, а поляризация страны ведет к парализованному правительству. Демократы воюют с республиканцами, либералы с консерваторами, левые с правыми. А кто же борется за всю страну? Мы как консерваторы и республиканцы должны отказаться даже от борьбы между собой и поставить во главу угла интересы страны. Если этого не произойдет, мы ничего не сможем сделать.



Владимир Абаринов: И наконец, сенатор Джон Маккейн, пятое место в рейтинге республиканцев.



Джон Маккейн: Наша первейшая обязанность – сделать Америку более безопасной. Мы должны сделать Америку безопасной. Это военная, дипломатическая, разведывательная и технологическая задача. А у меня есть для этого и послужной список, и знания, и здравый смысл. Вторая важнейшая задача – восстановить доверие к правительству. Сегодня его не существует. Мы должны реформировать систему обязательного медицинского страхования. Мы должны прекратить раздавать бюджетные средства на местные проекты – это ведет лишь к коррупции в Вашингтоне. Конечно же, мы должны укрепить наши границы. Мы должны сесть рядом и решить проблемы страхования по болезни и по старости. Я могу руководить. Я могу вдохнуть доверие к правительству – их правительству.



Владимир Абаринов: И еще один вопрос, который беспокоит жителей Айовы. Должны ли США торговать со странами, в которых нарушаются права человека? От демократов отвечает Билл Ричардсон, губернатор штата Нью-Мексико, в прошлом посол США в ООН.



Билл Ричардсон: Я убежден в том, что права человека – фундаментальный принцип американской внешней политики, а, следовательно, и торговой политики. Буду конкретен. Если страна нарушает права человека и не проводит выборы, мы должны вводить против нее торговые санкции, как мы делаем это с Бирмой, с Суданом, и мы, возможно, должны рассмотреть такой вариант действий в отношении Китая. Но я также считаю, что в любом новом торговом соглашении мы должны предусмотреть условия, что наш торговый партнер обязан соблюдать международные стандарты в области трудового права, исключить использование детского и рабского труда, уважать свободу собраний, обеспечить технику безопасности, ввести в той или иной мере принцип равной оплаты за равный труд, а также соблюдать экологические стандарты, в том числе контроль за качеством воздуха. Это важно, это наши ценности. Мы должны внедрять наши демократические ценности равенства, свободы и прав человека посредством нашей торговой политики, посредством нашей политики национальной безопасности, а когда мы делаем бизнес за границей, мы должны также способствовать экспорту американских товаров и создавать рабочие места для наших людей.



Владимир Абаринов: Ответ республиканца Джона Маккейна. Сейчас мы услышим, как кандидат эксплуатирует местную специфику. Айова – крупнейший в стране производитель кукурузы, из которой в Америке делают этанол. Экономические интересы штата страдают от государственных субсидий, которые получают фермеры других штатов.



Джон Маккейн: Разумеется, мы должны сделать так, чтобы каждое государство уважало права человека. Мы должны выступать в защиту этих прав и стараться заставить соблюдать их. Но я также открою все рынки мира для сельскохозяйственной продукции из Айовы. Более твердого сторонника свободного рынка и свободы торговли, чем я, вы еще не видели. Я, кроме того, ликвидирую субсидии на этанол и другую аграрную продукцию. Они препятствуют конкуренции. Это помеха на пути к свободным рынкам. Я считают эти субсидии ошибкой, и я не думаю, что кто-нибудь сейчас встанет и скажет, что он сторонник консервативной бюджетной политики и вместе с тем поддерживает субсидии, которые искажают рыночные механизмы и разрушают нашу возможность конкурировать на мировом рынке и ввозить в Соединенные Штаты товары по более низкой цене.



Владимир Абаринов: В 1976 году малоизвестный губернатор Джорджии одержал здесь, в Айове, а затем и в не менее капризном Нью-Хэмпшире убедительную победу над грозными соперниками, выиграл номинацию и, в конце концов, стал 39-м президентом США – это был Джимми Картер. В 2004-м именно после Айовы и Нью-Гэмпшира сошел с дистанции фаворит демократов Говард Дин.


XS
SM
MD
LG