Ссылки для упрощенного доступа

Судьба христианских миссионеров в Турции


Ирина Лагунина: В минувшее воскресенье в городе Измир на западе Турции было совершено нападение на итальянца, священника католической церкви Святого Антуана. Адриано Панчини был ранен в живот ножом и доставлен в местную больницу. Полиция начала расследование происшествия. А около недели назад на юго-востоке Турции был похищен священник православной сирийской церкви, за которого потребовали выкуп около трехсот тысяч долларов. В результате спецоперации он был освобожден. И все это только за последние 10 дней. Есть ли тенденция в этой враждебности по отношению к немусульманским религиям в Турции? Расследование проводила Елена Солнцева.



Елена Солнцева: Протестантская церковь в азиатской части Стамбула - одна из самых молодых в Турции. Она существует всего несколько лет. Каждые выходные оттуда слышится громкая музыка. Группа мужчин, женщин и детей поют и громко хлопают в ладоши. На сцене, украшенной простым деревянным крестом, музыкант с бубном в руках отбивает восточный ритм, другой играет на сазе – анатолийской лютне с длинным грифом. Собравшиеся, новообращенные в христианскую веру бывшие мусульмане, поют на турецком языке псалом "О, Благодать, спасен Тобой". Прихожанин церкви Ахмет.



Ахмет: Константинополь - бывшая столица Византии, завоеванная турками в пятнадцатом веке и ставшая их главным городом. В истории страны мы находим самые разные христианские общины - от православных, сирийских и армянских до протестантских и католических. Хотя христиане и считаются в Турции представителями религиозных меньшинств, эта страна сыграла ключевую роль в истории христианства. Некогда здесь проповедовали апостолы Петр и Павел, здесь же прозвучала проповедь апостола Иоанна, скончавшегося в Эфесе.



Елена Солнцева: Миссионеры приезжают в Турцию из разных стран, даже из Южной Африки. Это люди среднего возраста, многие из которых женаты, имеют по двое-трое детей. Выдержки из дневника миссионера опубликованы на одном из христианских интерент-сайтов. Среди главных задач - выучить турецкий язык и воспитать за три года троих учеников Христа. Христианскую веру принимают исламизированные во время геноцида армяне, которые хотели бы вернуться к национальным истокам, православные греки, родители которых были вынуждены принять ислам и ассимилироваться с турками. В помощь новообращенным верующим печатается христианская литература. Евангелие и Библия с биографией турецкого переводчика и общественного деятеля Муниф-паши, который в девятнадцатом веке, будучи министром образования, впервые перевел Библию на турецкий язык. Не так давно католическая благотворительная организация «Помощь Церкви в беде» опубликовала на турецком Библию для детей. Мелисс Эрдал из Швейцарии приехала с двумя детьми и мужем, который занимается миссионерской деятельностью. В Турции уже более пяти лет.



Мелисс Эрдал: Боятся, многие очень боятся. Многие люди приезжают с детьми, семьями. Они знают, что подвергают опасности себя и своих детей. Многие турки не понимают действий миссионеров. Они очень упорны и сильны в своей вере. Но ведь священники и миссионеры пытаются обратить в свою веру только разговорами и убеждениями. Никто не действует насильно. Миссионеры учат, читают, рассказывают о своей религии, дают книги, пытаются разговорами привлечь в свою веру. А в Турции думают, что это опасно. Это абсолютное преувеличение! Если несколько человек поменяют веру, это не значит, что Турция станет христианской страной. В последнее время многие миссионеры покинули Турцию после событий в Малатии.



Елена Солнцева: Еще недавно христианское издательство «Зивре» в городе Малатия на востоке Турции готовило примечания к турецкой Библии для обучения вновь обращенных верующих. Вечерами в здании издательства собиралась местная община евангелистов, насчитывающая не менее сотни человек. Сегодня офис закрыт, большая часть миссионеров уехали, остальные вынуждены скрываться. В апреле этого года были зверски убиты трое сотрудников издательства - двое турок и один гражданин Германии. Подробности преступления потрясли всю Турцию. Центральная газета «Миллиет» опубликовала статью под названием «Убийцы из Малатии» с подробностями этого нападения. «Молодые люди пришли в христианский офис в момент изучения Библии, около 10 часов утра,- сообщало издание,- подростки, каждому из которых было не более двадцати лет, основательно подготовились: взяли оружие, большие ножи, веревки и полотенца, - потому что знали, что будет много крови. После того, как была прочитана глава из Библии, парни привязали руки трех проповедников к стульям и снимали истязания на камеру мобильных телефонов. Священников кастрировали, обрубили носы и рты, разрезали горло от уха до уха, фактически обезглавив», - описывает сцену газета «Миллиет». Подростки принадлежали к местной националистической группировке, жили в общежитии, готовились к университетским вступительным экзаменам. Несмотря на утверждения прессы о том, что возраст преступников не повлияет на строгость наказания и их осудят как террористов, многие сомневается в том, что они получат длительные сроки. Общественная симпатия к молодежи сильна, правосудие к ним более благосклонно, чем к взрослым. К тому же, как ни странно, родители довольно снисходительно относятся к действиям подростков. Мать одного из подростков смотрела на камеры, в то время, как ее сын шел в тюрьму, и говорила, что он будет «служить Аллаху». Журналист молодежного Интернет сайта Арзу Гюнеш.


Арзу Гюнеш: Духовный вакуум, в котором оказалась молодежь после длительной пропаганды светского образа жизни, способствует насаждению суеверий и сектантства. В качестве щита проповедникам-протестантам, которые, по мнению турок, приносят межрелигиозные противоречия, необходимо уделять больше внимания религиозным наукам в школах и вузах. Педагоги считают, что необходимо работать с теми представителями современной турецкой молодежи, которые именуют себя «сторонниками светского государства», поскольку именно они являются наиболее доступными для проповедников.



Елена Солнцева: В современных районах Стамбула на вероотступничество смотрят довольно спокойно. Однако на юго-востоке страны, в религиозной глубинке совсем иная картина. В небольших селениях турки мусульмане ревностно следят за соблюдением правил ислама. Вероотступников жестко преследуют. Могут устроить суд Линча: забить до смерти камнями, выгнать из селения, отказаться брать в жены его дочерей. Нередко и местные власти попустительствуют преследованиям христианских общин. Несмотря на конституционный закон, гарантирующий религиозную свободу, существует сильное общественное давление против обращения в христианство из ислама. Так, двое турецких граждан среднего возраста, принявших ислам, предстали перед судом по обвинению в «очернении ислама и оскорблении турецкой нации». Им грозит до девяти лет тюрьмы. Журналист Арзу Гюнеш пишет о религии и молодежи.



Арзу Гюнеш: Шестнадцатилетний подросток, застреливший в феврале этого года в черноморском городе Трабзон итальянского священника Андреа Санторе, сказал на следствии, что сделал это под впечатлением карикатур на пророка Мухамеда. Он был уверен, что совершает преступление во имя веры. Надо сказать, что многие средства информации с сожалением и пониманием к нему отнеслись. Местный мулла в мечети даже посвятил ему целую проповедь как пострадавшему за веру.



Елена Солнцева: Негативное отношение к западным христианским миссиям со стороны религиозных мусульманских деятелей вполне объяснимо, однако не менее жесткие формулировки исходят и от светской элиты Турции. Супруга покойного Бюлента Эджевита, бывшего президента Турции, ярого сторонника светских партий, заявила, что миссионеры платят мусульманам за переход в христианскую веру. О фактах подкупа мусульман, которых миссионеры якобы переманивают в христианство, неоднократно сообщали турецкие средства информации. Так, журналисты одного из телеканалов провели собственное расследование в отношении группы миссионеров-протестантов, которые якобы устанавливали тайные связи с иностранными организациями и платили молодым мусульманам с целью привлечь их в свои ряды. В репортаже об их деятельности был сделан панорамный кадр магазина, издающего христианскую литературу. Камера крупным планом взяла открытую Библию на турецком языке, в которой между страницами лежала стодолларовая купюра. Преподаватель истории одной из турецких школ Ахмет Каан.



Ахмет Каан: Каждый миссионер шпион. Таково мнение общественности. Атмосферу враждебности подпитывают средства информации. «Священники и пасторы, берегитесь! Нам известно о ваших грязных играх. Все вы используете все возможное, чтобы подорвать основание Турции». Подобные лозунги можно услышать на митингах протеста или прочесть в центральных газетах. Об угрозе христианства говорят известные профессора и историки. По их данным, последователями христианских и других конфессий уже стали более пятнадцати тысяч граждан Турции. То есть, дескать, если процесс не контролировать, это может стать опасным для Турции.



Елена Солнцева: В качестве показательного примера подрывной деятельности христианских проповедников широкую известность получила история тридцати семилетнего турка Элгае Шенара, который в течение двадцати лет проповедовал на юго-востоке Турции, а затем неожиданно вернулся в исламскую религию. Бывший проповедник заявил, что в ходе миссионерской деятельности среди представителей секты алавитов увидел, что истинные цели этих людей далеки от тех, которые они декларируют. Более того, согласно Шенару, за кулисами миссионерской деятельности скрываются шпионские организации, которые стремятся внести раскол в отношения между проживающими на территории страны турками, арабами и курдами. Миссионеры на самом деле хотят превратить мусульманскую Турцию в страну, где большинство населения будет исповедовать христианство, и возродить Константинополь - бывшую столицу восточного христианского мира. Ведущий журналист газеты «Теркиш дейли ньюс» Мустафа Акиол



Мустафа Акиол: В Турции исторически сложилась антипатия к миссионерам, деятельность которых была особенно активной в последние дни Оттоманской империи. Их считали агентами европейских держав, которые выступали против Оттоманской Турции. Времена изменились, но предрассудки по отношению к христианам в турецком обществе возросли. Исламские и националистические чувства на подъеме прежде всего из-за продолжающейся войны в Ираке. Верующие мусульмане воспринимают деятельность проповедников в Турции как часть крестового похода. Это очень сердит людей. Мусульмане, вооруженные палками и камнями, не раз нападали на церкви, били окна. Членов еще одной протестантской церкви предупредили, что в здании заложена бомба, и это сорвало проведение богослужений.



Елена Солнцева: А вот что говорит преподаватель истории одной из турецких школ Ахмет Каан.



Ахмет Каан: Я довольно пристально наблюдаю за этим процессом и рассказываю своим ученикам в лицее о деятельности миссионерских организаций в Турции. Особенно активно христианские миссии стали работать в Турции в последние годы - после того, как страна пережила несколько экономических кризисов. Воспользовавшись тяжелым экономическим положением основной массы турецкого населения, миссионеры оказывают денежную помощь гражданам, чтобы вести пропаганду христианских идей.


Елена Солнцева: Верным орудием миссионеров уже давно называют западный кинематограф. Религиозные мусульманские деятели предлагают установить контроль над иностранными фильмами, заполонившие экраны страны. В западных блокбастерах мусульмане угоняют самолеты, а после убийства невинных пассажиров совершают намаз. В исторических лентах нимбы над головами христианских святых ставят под сомнение верность идеологии ислама, а увлекательные подробности их жизни вводят в заблуждение молодые неокрепшие души. Так, например, вредным для верующих был признан фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» с весьма натуралистическими деталями последних часов жизни Иисуса из Назарета. Фильм вышел на экраны страны в канун Пасхи и вызвал слишком неоднозначную реакцию в обществе. На религиозном юго-востоке в мечетях раздавались призывы отказаться от просмотра картины, сотни верующих вышли на улицы с лозунгами «мы теряем нашу религию». За просмотр этого фильма, организованный для прихожан одной из церквей в городе Диярбакыр на юго-востоке Турции выслали семью немецких миссионеров – евангелистов. Власти отказались выдать им визы как лицам, угрожающим национальной безопасности страны. Независимый адвокат Фюсун Айаклы.



Фюсун Айкалы: Миссионерство в Турции уголовно не наказуемо. Христианские общины живут в Стамбуле и других крупных городах. Армянские христиане, иудеи, православные греки имеют официальный статус религиозных меньшинств. Кроме того, в стране проживают около пятнадцати тысяч православных сирийцев, протестанты, небольшие группы болгарских, албанских и грузинских христиан.



Елена Солнцева: Но, по мнению турецких чиновников, миссионеры используют хитрые уловки обращения в христианскую веру. В пособничестве христианским миссиям обвинили представителей модной индустрии, использующих христианский крест в качестве атрибута в своих коллекциях. Один из профсоюзных деятелей обрушился с гневной критикой на турецких манекенщиц, которые выходят на подиум с христианскими крестами на шее, работая на пропаганду западных христианских миссий. В качестве доказательства одно из изданий опубликовало фотографию известной в Турции топ модели Чаглы Шикель с крестом на шее.


В древнем городе Мардин на юго- востоке Турции звучит монастырский колокол. Когда-то на территории современной Турции существовали десятки, если не сотни монастырей. В результате этнических чисток, постоянных стычек между турками и курдами, христианское население оказалось на грани исчезновения, древние храмы превратились в руины. Но все-таки в последнее время ситуация несколько улучшилась, что связано с желанием Турции вступить в Европейский Союз и, соответственно, с более терпимым отношением государственной власти к христианским меньшинствам, открылись десятки храмов.


XS
SM
MD
LG