Ссылки для упрощенного доступа

Совету безопасности ООН, обсуждавшему проблему Косова, не удалось найти компромиссное решение


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований Сергей Романенко.



Михаил Саленков: Совету безопасности ООН, обсуждавшему проблему Косова, не удалось найти компромиссное решение. Сегодняшний день перед заседание называли днем, который может решить судьбу края - получит он от Сербии широкую автономию или провозгласит независимость, последнего в Косове желают больше. Но странам - участница Совбеза договориться не удалось. ЕС и США заявили, что возможность решить этот вопрос путем переговоров исчерпана, и нужно готовить план поэтапного урегулирования. Россия же настаивает на продолжении переговоров. Эту тему обсуждаем с Сергеем Романенко, ведущим научным сотрудником Института международных экономических и политических исследований.


Как развязать косовский узел?



Сергей Романенко: Мне кажется, что любое решение, которое будет сейчас принято, и даже если бы, допустим, это было решение, совместно принятое Белградом и Приштиной, на чем настаивают некоторые государства, то все равно это был бы только этап на пути действительно полномасштабного и прочного решения косовской проблемы. Сколько это может протянуться, непонятно. И в этом смысле я бы поддержал российскую позицию, именно в этом смысле, потому что, конечно, переговоры в такого рода конфликтах должны вестись до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение. Мне кажется, что наиболее яркий пример последнего времени - это соглашение, которое было достигнуто в Северной Ирландии, там ведь никто не ставил никаких временных рамок. Другое дело, что та ситуация, когда США и Евросоюз выступают на стороне косовских албанцев, Россия - на стороне Сербии, она сама по себе непродуктивна. Потому что, в общем-то, и Россия, и Евросоюз, и США должны ориентироваться на умеренные силы и в Сербии, и на Косово. А эта ситуация как раз стимулирует активность наиболее радикальных сил и в Сербии, и в Косово.



Михаил Саленков: Кстати, интересно, что провозглашение косоварами независимости поддерживают в Европе почти все страны, кроме Кипра.



Сергей Романенко: Вы знаете, насколько я знаю, сильные сомнения испытывают Испания, а также Словакия, некоторые другие страны. Но я хотел бы сказать, вот часто говорят о прецедентности косовского случая, но давайте все-таки не сводить все этнополитические конфликты на территории Европы и тем более во всем мире к косовскому случаю. Потому что ситуация, которая складывается, например, в Испании или сейчас мы видим политический кризис в Бельгии, она не имеет ровно никакого отношения к Косову, и эти ситуации будут разрешены в соответствии с политическими условиями и политическими традициями Испании и Бельгии, а ни в коем случае не Сербии, Югославии и Косово. Что касается Кипра, это тоже довольно интересная ситуация, потому что, с одной стороны, нам говорят, что Косово должно смотреть на Кипр, а с другой стороны Кипр смотрит на Косово, так кто же все-таки на кого смотрит и кто для кого будет примером? Мне кажется, что это совершенно разные случаи, потому что в случае Кипра имела место военная интервенция, а здесь ситуация совершенно другая, я имею в виду Косово, и не было все-таки в случае Кипра такой долговременной этнической чистки. Это тоже вопрос очень сложный, он политизированный, потому что, насколько я знаю, официально геноцид признан не был. Тем не менее, известно, что политика, которую проводил Слободан Милошевич и его режим, она, в общем, очень дорого обошлась албанскому населению, и пик этой политики пришелся на 1998-99 годы, когда, собственно, были вооруженные действия, когда албанское население было вынуждено бежать из Косово. Но, с другой стороны, тоже в этом трагедия, когда установилась власть косоваров, то это аукнулось сербскому населению. И, к сожалению, ситуация во многом повторилась с точностью до наоборот. В том-то и трагедия в случае Косово, что и независимость Косово - это признание этнического насилия, и непризнание независимости Косово - тоже это признание этнического насилия.



Михаил Саленков: Европа, соответственно, находится, как вы сказали, на стороне косоваров. И Сербии предлагают дорогу в Европейский союз в обмен на независимость Косово.



Сергей Романенко: В известном смысле это так. И мне кажется, что Евросоюз зашел в тупик, потому что невозможно очень долго использовать этот прием в Евросоюза как прием в политике по отношению к одному государству. В конце концов, даже те сербы, которые негативно относятся к режиму Милошевича и к политике этого режима в Косове, они все равно обижены на Европу за то, что они не проводят различий между нынешним правительством и правительством Милошевича. Они говорят: "Что, они не видят, что у нас теперь демократическое правительство, мы стремимся к демократии".



Михаил Саленков: Да, кстати, малозамеченный факт, на самом деле.



Сергей Романенко: Ну, ситуация в Сербии - это предмет особого разговора, потому что там не только ведь есть президент Борис Тадич, но есть и премьер-министр Коштуница, есть радикальная партия. И, кстати, в этой связи очень важно, чем закончатся намеченные на 20 января и 3 февраля, если будет второй тур, президентские выборы в Сербии. Именно поэтому как раз косовских албанцев, видимо, попросят до начала февраля не провозглашать независимость, чтобы не дать козыри тем силам, которые выступают в Сербии с радикальных позиций.



Михаил Саленков: Может ли вы объяснить разницу между ситуацией в Косове и той же Северной Ирландией или Страной басков и Каталонией в Испании?



Сергей Романенко: Честно вам могу сказать, что я не специалист по Испании и по Северной Ирландии. Я только в общих чертах могу сказать, что если уж поднимать вопрос, действительно, о прецедентности Косова, то надо говорить о новом этапе, видимо, развития этнополитических отношений в Европе. Что же касается Северной Ирландии, то ее сравнивать с Косовым... По сути своей, мне кажется, здесь совершенно разные конфликты, один все-таки больше конфессиональный, другой - межэтнический, я имею в виду Косово. Поэтому, в принципе, я бы с очень большой осторожностью проводил параллели между разными этнополитическими конфликтами. Более того, я скажу, что существуют большие различия не только между, допустим, Косово и Северной Ирландией или постсоветским пространством, но даже между Косово и Боснией и Герцеговиной, Косово и Македонией.


XS
SM
MD
LG