Ссылки для упрощенного доступа

Даниил Кислов: "Всеобщая апатия - это признак того, что Ислам Каримов настолько силен, чтобы остаться у власти"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.



Кирилл Кобрин : В Узбекистане сегодня должны быть объявлены результаты состоявшихся накануне президентских выборов. Ожидается, что победу одержит нынешний глава государства Ислам Каримов, режим которого западные страны неоднократно критиковали за нарушения прав человека. Каримов баллотировался вопреки действующей Конституции, разрешающей избрание не более, чем на два президентских срока. Узбекские власти сообщили, что явка на выборах превысила 90 процентов избирателей.


Прокомментировать ход состоявшейся предвыборной кампании и вчерашнего голосования мой коллега Андрей Шароградский попросил редактора информационного агентства "Фергана.ру" Даниила Кислова.



Андрей Шароградский : Сайт "Фергана.ру", который вы редактируете, сообщает о многочисленных и очень грубых нарушениях в ходе голосования на президентских выборах в Узбекистане. В то же время уже появилось официальное сообщение о том, что наблюдатели от СНГ признали выборы свободными и честными. Вас удивляет эта ситуация?



Даниил Кислов : Да, нет, меня это как-то не очень удивляет. На самом деле, мне кажется это показателем всеобщей апатии и всеобщего, как бы так сказать, возможно, примирения с результатами, ходом этих выборов вообще. Примирились и граждане Узбекистана, которые, в принципе, по нашим данным, не особенно активно посещали избирательные участки. Примирились международные наблюдатели. Примирился, условно говоря, Запад, который, в принципе, за последние несколько месяцев, когда было ясно, что Ислам Каримов будет баллотироваться на этот пост еще раз, не высказывал никаких резких заявлений по поводу нарушения Конституции.


Я думаю, что вот эта всеобщая апатия - это признак того, что Ислам Каримов настолько силен, что может перешагнуть через порядочность, через законы собственного государства, чтобы остаться у власти еще на 7 лет и одновременно того, что, в общем-то, все понимают, что кроме Ислама Каримова на сегодняшний момент лидеров Узбекистана нет. Конечно, этих лидеров вытоптал он сам. Он сам уничтожил политическую оппозицию, сам вытоптал инакомыслие, и остался одиноким тираном.



Андрей Шароградский : А как вы себе представляете, все-таки население Узбекистана в большинстве своем реально поддерживает Каримова?



Даниил Кислов : Я думаю, что Каримов, конечно, пользуется поддержкой определенной категории граждан. Его всегда поддерживают те, кто чего-то боится, в основном, те, кто боится перемен. Это пенсионеры и пенсионерки, в основном, русские женщины или сельские жители, которые боятся того, что у них отнимут последнюю пенсию или последний кусок хлеба. Это люди, близкие к власти, работники милиции, налоговой инспекции, близкие к аппарату правительства и так далее, а таких людей все-таки достаточно много. Это люди, которые боятся потерять свою насиженную систему тоже власти определенного рода. Но есть огромное количество, я думаю, все-таки это большинство людей, которые заняты выживанием. В общем, они мало интересуются тем, что происходит наверху.


Могу привести маленький пример. В моей чертановском дворе, в нашем ДЭЗе (так у нас названы бывшие ЖЭКи) работает около 40 узбеков, этнических узбеков, приехавших оттуда. Это дворники, а также это ремонтники, которые сейчас у нас ремонтируют подъезды. Я задал вопрос - ходили ли они голосовать? Они ответили - да, нет, мы же работаем.


Я думаю, что большинство сельских жителей, большинство горожан, большинство выехавших на заработки людей, а это, я думаю, больше, чем 10 процентов населения Узбекистана, заняты выживанием, заняты работой. Они аполитичны. Они не надеются на Ислама Каримова или еще какого-то доброго дядю, который придет, станет президентом и решит все их проблемы.



Андрей Шароградский : Так или иначе, Каримов баллотировался вопреки действующей Конституции Узбекистана, которая запрещает избрание более чем на два срока подряд. Как вы думаете, власти все-таки представят какое-то объяснение - почему Каримов баллотировался, или этот вопрос повиснет, и никто на него не собирается отвечать?



Даниил Кислов : Вы знаете, ответ на этот вопрос уже озвучивался. Власти его озвучивали, но сделали он это неярко, негромко, чтобы не вызвать дополнительных вопросов, на которые надо было бы потом отвечать более детально. Они его обошли. Они обошли этот острый угол. Основной аргумент того, что Каримов все-таки может баллотироваться, выглядит так - Конституцию последний раз, после последних выборов президента изменили. Изменили срок - было 5 лет, а стало 7 лет президентского правления. Соответственно, Конституция новая, срок новый, начинаем с абсолютного нуля.



Андрей Шароградский : Вы упомянули о том, что и Запад с апатией относится к тому, что сейчас происходит в Узбекистане. Как вы считаете, чем это продиктовано?



Даниил Кислов : Несколькими, на мой взгляд, причинами. Во-первых, Западу нужен какой-то устойчивый, постоянный и желательно один и тот же уже оформившийся в своих интересах, в своих "за" и "против" партнер, экономический партнер. А Узбекистан будет экономическим партнером, и является экономическим партнером не одной только России, но достаточно большого количества западных компаний, начиная от автомобильных и заканчивая нефтегазовыми. Потом, мне кажется, что Запад испытывает некие опасения, некие разочарования, будем так говорить, "бархатных" революций, одна из которых произошла на территории Центральной Азии. Это Киргизию я имею в виду. Менять шило на мыло, менять неизвестно на кого уже известного человека никто не хочет. Все этого боятся. Поэтому позволяют политическим событиям течь так, как они текут.



Андрей Шароградский : Вы уже говорили о слабости оппозиции, если вообще таковая сейчас существует в Узбекистане. Все-таки можно ли ждать хоть какого-то всплеска ее активности после выборов президента?



Даниил Кислов : Боюсь, что нет. Оппозиция, которая находится за пределами Узбекистана, в принципе, беззуба, не имеет никакого влияния на жителей самого Узбекистана. А внутренняя оппозиция либо растоптана, либо посажена, либо подавлена морально и тоже не имеет никаких рычагов и форм воздействия на граждан. У них нет выхода в СМИ, даже в Интернет, потому что они очень успешно блокируются. А вторая часть этой же проблемы - это то, что, как я уже говорил, народ аполитичен. Народ, как это не грустно, с каждым годом становится все меньше и меньше образован, в том числе в области политической.



XS
SM
MD
LG