Ссылки для упрощенного доступа

2007-й: новые социальные связи


Илья Утехин
Илья Утехин

Программу «Итоги дня» ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Кирилл Кобрин, который беседует с петербургским историком и антропологом, деканом факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Ильей Утехиным.

Андрей Шарый: На этой неделе в программах «Время Свободы» мы предложили вашему вниманию серию интервью, посвященную разным итогам 2007 года в самых различных сферах, от политики до культуры. И вот очередная беседа из этой серии моего коллеги Кирилла Кобрина с известным петербургским историком и антропологом, деканом факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Ильей Утехиным.

Кирилл Кобрин: Какой, с точки зрения антрополога, был главный сюжет 2007 года в России?

Илья Утехин: Таких сюжетов, наверное, было несколько. Но один из них, который привлек наибольшее внимание – это поразительный успех так называемых социальных сетей интернет и бурный рост одной из них. Нужно пояснить для тех слушателей, которые сами не пользуются пока этой службой. Речь идет о службах во Всемирной сети, где люди могли бы общаться. Общее в том состоит, что они призваны создавать и обслуживать связи между пользователями. То, что было до этого, предыдущий тренд во Всемирной сети - сетевые дневники, то есть такие ресурсы, где контент создают пользователи, где пользователи самовыражаются и общаются между собой, им предоставляется возможность выразить себя самым разнообразным образом. У каждого пользователя есть свой профиль. Многие слушатели, которые учились в советской школе, помнят, что в средней школе ученики распространяли такие анкеты. Такая тетрадка, где на первой странице список вопросов: «Твой любимый исполнитель», «Качества в людях, которые больше всего любишь», «Качества, которые ты больше всего ненавидишь».

Кирилл Кобрин: «Кого ты любишь в классе?».

Илья Утехин: Да, такие вещи. И соответственно, заполнив такую анкету, можно было найти себе подобных по профилю, и это было очень ценным ресурсом. То есть более-менее подробная информация, подробная насколько, насколько фантазии хватает. И самое главное, что там был выдуманный псевдоним, как правило, я имею в виду блоги, а не анкету в школе. Для блогов был характерен фокусный контент самый разнообразный и именно изменчивая, манипулируемая личность.

Кирилл Кобрин: А как же изменилась ситуация в социальных сетях?

Илья Утехин: Оказывается, сегодня в результате этого поразительного успеха социальных сетей есть другие более сильные и более притягательные вещи. Там, где виртуальная реальность служит не только фантазией, но и вооружает новыми средствами обычную не фантазийную реальность. Многомиллионные сообщества, которые уже существуют давно на Западе, они используют более непосредственную связь с реальностью и с реальной личностью, реальной личностью пользователя. Он там назван своим именем, чаще всего изображен своей фотографией, его адрес реальный. Вообще говоря, это изначально ресурсы, созданные для тех, кто связан уже в реальной жизни принадлежностью к офф-лайновой социальной сети, не связанной с интернетом.

Кирилл Кобрин: Можно ли сказать, что это своего рода тоска по реальности современного мира, где очень много всевозможных значений, явных, неявных, человек в них теряется?

Илья Утехин: Я бы сказал, что это расширение реальности, реального мира при помощи технических средств не в сторону отрыва от реальности, а в сторону раскрытия того потенциала реальностей, который для нас был непонятен, пока для этого не было технических средств. Если мы посмотрим на какой-нибудь сайт типа «Фейс бук», у которого каждый день 15 миллионов пользователей, там сразу становится понятно, что люди не конструируют свою идентичность, свою личность из каких-то фантазийных моментов, а мы видим именно то, из чего сделаны мальчики. Помните, из чего сделаны девочки и из чего сделаны мальчики. Мы видим, что личность человека оказывается через принадлежность к группе, географическую прежде всего. Учился я тут-то, живу я тут-то, жил раньше тут-то, работаю тут и интересы у меня такие. То есть тут речь про подделку или маску не идет. Основу сети личных дружб каждого пользователя составляют его реальные знакомые из реальной жизни, из офф-лайна. Другое дело, что уже потом профили пользователей и система поиска создает возможность, она показывает, что у знакомых есть еще знакомые и еще, и еще, круги разные.

Кирилл Кобрин: Одна из таких сетей – это «Одноклассники.ру». Все с невероятной ностальгией вспоминают советское и самое близкое постсоветское время.

Илья Утехин: Я думаю, что здесь есть момент ностальгии тоже, конечно. Но, понимаете, общение – это базовая человеческая потребность. В каком-то смысле это подобно хлебу, воде, сексу. Чувство принадлежности к группе тоже базовая человеческая потребность. И просто новые времена дают нам новые средства. Тот факт, что именно одноклассники оказываются ресурсом, вообще принадлежность к той группе, в которой ты начинал учиться, особенно если ты был в нескольких школах, у тебя есть разные круги общения, возможность их найти для взрослого человека - это в каком-то смысле не то, что вернуться в детство, нет, конечно, но это возможность просто актуализировать свою биографию.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG