Ссылки для упрощенного доступа

Виталий Портников: «Год беспокойного солнца»


С точки зрения политических технологий 2008 год должен стать одним из самых спокойных в новейшей истории России. Еще никогда не было такой простой и естественной смены власти. Когда уходил Борис Ельцин, интрига сохранялась буквально до последних месяцев правления первого президента Российской Федерации. Страна с трудом оправлялась от экономического фиаско 1998 года, заставившего Ельцина пойти на невыносимые кадровые уступки. Тасовались премьеры, шло в наступление антиельцинское "Отечество", лидеры которого были уверены в успехе на парламентских выборах и последующем избрании на пост президента страны Евгения Примакова, обнародовал компрометирующие власть материалы генеральный прокурор Юрий Скуратов, говоривший о коррупции в самом ближнем кругу президента.

Разве так вообще могло быть в России? Позабытое время хаоса, о котором последний ельцинский премьер и преемник Владимир Путин говорит с металлическими нотками в голосе. А сегодня все, как должно быть в стабильном и предсказуемом государстве. У "Единой России" конституционное большинство, президент назвал преемника и выразил готовность стать председателем правительства Российской Федерации, Генеральная прокуратура борется с коррупцией, а не используется в политических играх. Осталось только проголосовать.


Ну, проголосовали. А дальше-то что? Станет ли на самом деле президент Путин премьером при президенте Медведеве? А если и станет, то как будут распределяться полномочия между двумя руководителями страны? Станет ли "Единая Россия" менять Конституцию или не станет? А если на самом деле все получится "по-путински" – президент возглавит правительство, но полномочия главы государства и главы правительства не будут перераспределены? Как будет функционировать такой непривычный для России дуумвират? На кого станут ориентироваться представители соперничающих в Кремле группировок? И всех ли будет устраивать политическая реальность? Потому что, несмотря на всю деполитизированность Генеральной прокуратуры, именно она начала проверку собственного Следственного комитета. Плановую, конечно. Но совпавшую с оживленной полемикой представителей Генпрокуратуры и Следственного комитета по делу арестованного заместителя министра финансов.


Именно поэтому вопросы российского политического будущего на 2008 год можно сформулировать гораздо проще. У кого в руках окажется реальная власть? Будут воевать или договорятся полюбовно? Кого посодют?


Ни на один из этих вопросов четких ответов нет ни у кого. Но, судя по молниеносной скорости, с которой разворачиваются политические события после выборов в Государственную Думу, мы уже очень скоро увидим поиски ответа на них. Поиск будет непростым и обещает захватывающие минуты осознания того простого факта, что мы в который раз становимся свидетелями не гладкой передачи власти, а изнуряющей борьбы за выживание между представителями непримиримых кланов властителей современной России.


2008 год просто по определению становится одной из самых важных вех в этой никогда не прекращавшейся борьбе.


XS
SM
MD
LG