Ссылки для упрощенного доступа

Собрания избирателей в Айове


Барак Обама. Январь 2008
Барак Обама. Январь 2008

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Юрий Жигалкин.

Андрей Шарый: В американском штате Айова прошли собрания активистов республиканской и демократической партий, где в ходе голосования определились лидеры президентской гонки и у республиканцев, и у демократов. У республиканцев победил бывший губернатор штата Арканзас Майкл Хакаби, на втором месте бывший губернатор штата Массачусетс Мит Ромни. У демократов на первое место вышел сенатор от Иллинойса Барак Обама, который опередил сенатора от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон и бывшего сенатора от Северной Каролины Джона Эдвардса.

В прямом эфире программы "Время Свободы" мой коллега, корреспондент нашего радио в Нью-Йорке Юрий Жигалкин. Юрий, вы внимательно следили за тем, как проходило голосование в Айове. Эти результаты, насколько неожиданны?

Юрий Жигалкин: Возможно, самое интересное в этом, отчасти лишь неожиданном исходе голосования в Айове, имена не выигравших. Аналитики согласны с тем, что победители в этом штате могут легко утерять свое лидерство в дальнейшем. Самое интересное - имена проигравших. Их, казалось, непоколебимые позиции пошатнулись на глазах у всей страны. В этом смысле главной сенсацией кокусов стало третье место сенатора Хиллари Клинтона, которая осталась за спиной не только своего главного конкурента Барака Обамы, но и Джона Эдвардса, а он всегда был отдаленным третьим, а то и четвертым, согласно опросам общественного мнения. В своем выступлении после подсчета голосов Хиллари Клинтон ни разу не упомянула факт своего проигрыша и призвала сторонников смотреть в будущее, готовиться к следующим первичным выборам, повторив, что кандидатом партии должен стать самый подготовленный и опытный политик. Естественно, ни для кого не секрет, кого имела в виду Клинтон. Поскольку главный тезис ее кампании, начавшейся, по сути, год назад, состоит в призыве: избрать знающего кандидата, готового начать работу с первого дня после прихода в Белый дом.

Все это время ее номинация казалось неизбежной. Теперь же имидж непобедимости развеян, потому что избиратели Айовы, как соглашаются наблюдатели, проголосовали за перемены, которые она явно не символизирует.

Еще одной жертвой Айовы стал республиканец Мит Ромни, бывший губернатор Массачусетса. Он потратил десятки миллионов долларов на кампанию в Айове. Ему успех в этом штате был необходим для того, чтобы доказать свою состоятельность как кандидата. Опоросы показывают, что многие избирателей смущают его мормонские верования, он невнятно формулирует свои предвыборные тезисы и отдаленное второе место, он набрал на 9 процентов меньше, чем Майк Хакаби, наверняка стало для него жестоким ударом. Вот такие, казалось бы, главные неожиданности.

Андрей Шарый: Скажите, пожалуйста, Юрий, чем все-таки объясняется такое относительное, скажем так, пока поражение Хиллари Клинтон? Чем ее переиграл Барак Обама?

Юрий Жигалкин: Говоря о проигравших, нужно, естественно, сказать о победителях, почему они взяли верх. Победа в Айове, это очевидно, особенно приятна и важна для Барака Обамы. Согласно результатам голосования, он, можно сказать, победил идеально по всем показателям. Главной опорой его электората стали молодые избиратели до 45 лет, что, как считается, очень хорошо. Для них сенатор-неофит с минимальным политическим опытом ассоциируется с переменами. Но за Обаму проголосовали и многие женщины, группа, на которую откровенно ставит сенатор Клинтон. Вдобавок Айова штат этнически гомогенный, меньшинства составляют ничтожный процент населения. Иными словами, Барак Обама однозначно продемонстрировал многочисленным, надо сказать, скептикам, что он, афроамериканец, приемлем для общества в качестве президента.

Андрей Шарый: Спасибо. Юрий Жигалкин, корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке, внимательно следил за первым президентским, скажем так, голосованием в Айове.

Сейчас в прямом эфире "Время Свободы" известный московский политический эксперт, приглашенный профессор Гудзоновского института в Вашингтоне Андрей Пионтковский.

Андрей Андреевич, добрый вечер. Давайте вернемся сначала к фигуре Барака Обамы. Говорили, Айова консервативный штат, там в основном фермеры живут, они кукурузу выращивают, они сторонники консервативных ценностей. Получается, все не так, коль молодой афроамериканец, темнокожий американец, мусульманин тем более, пользуется поддержкой в таком штате, у таких избирателей?

Андрей Пионтковский: Во-первых, он не мусульманин. Он действительно в детстве посещал два года какую-то мусульманскую школу, и это сенатор Клинтон неудачно пыталась использовать в своей кампании. Но вы задали ключевой вопрос. Я думаю, что Барак Обама, независимо от окончательных результатов выборов, станет центральной фигурой. Юрий сказал, что белый избиратель не отвергает Обаму, он приемлем. Я вам скажу больше по своему личному общению с очень многими американцами, Обама апеллирует, как ни парадоксально, к белому избирателю больше, чем к чернокожим. Понимаете, для американцев блестяще образованный, прекрасно артикулирующий свои мысли, он намного лучше, например, чем президент Буш. По всем своим манерам один из них, из истеблишмента американского, он кажется им человеком, который может окончательно закрыть эту трагическую страницу в американской истории и в американской коллективной психологии рабства и гражданской войны. Его победа над сенатором Клинтоном удивительная. У американцев прекрасные технологии опросов, уже за день было ясно, что Обама победит. Но две недели назад никто этого не сказал. Это поражение блестяще налаженной, смазанной очень хорошо хорошими деньгами машины.

Вы спрашивали, а в чем преимущество победителя. Я скажу, что все три из них (второе место Эдвардс, это тоже безусловная победа), они, как публичные политики, на голову превосходят своих основных конкурентов.

Андрей Шарый: Теперь давайте поговорим немножко о республиканцах. Майк Хакаби, бывший губернатор штата Арканзас. Говорят о том, что у республиканской партии, многие ваши американские коллеги так считают, вытоптанное такое поле, нет там подрастающего политического поколения после Буша, Чейни. Так ли это на самом деле? Насколько яркая фигура Хакаби? Он станет ярким партийным лидером?

Андрей Пионтковский: Это яркая фигура, безусловно, но национальным лидером он не станет. Если он победит на республиканском съезде, в чем я очень сомневаюсь, это будет катастрофа для республиканской партии, он проиграет выборы. Я скажу, что они все три талантливые публичных политика. Обама - это классический, блестящий, обаятельнейший демагог-популист, причем с таким очень сильным религиозным фундаменталистским уклоном. В маленьком штате, где практически во время этих маленьких кокусов он общался со всеми участниками этих кокусов, его такое непосредственное обаяние лицом к лицу, оно работает. Но он чудовищно невежественен, например, в вопросах внешней политики. Он пытался воспользоваться смертью Бхутто, педалируя свою любимую тему о незаконной эмиграции, запугивая американцев тем, что теперь страшная угроза, тысячи каких-то неведомых пакистанцев готовятся перейти мексиканскую границу, чтобы раствориться в Соединенных Штатах. Я думаю, что успех Хакаби, конечно, оглушительный успех. Он носит очень локальный характер. Он не повторится уже в Нью-Гемпшире во вторник, это точно, а вот если Обама повторит свой успех, что весьма вероятно, это будет уже окончательным нокаутом для команды Клинтон.

Андрей Шарый: Спасибо.

XS
SM
MD
LG