Ссылки для упрощенного доступа

В России православные христиане отмечают великий праздник Рождества Христова


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Марк Крутов: Сегодня в России и в некоторых других восточных странах православные христиане отмечают великий праздник Рождества Христова. Главную праздничную службу ночью в храме Христа Спасителя в Москве совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Этот праздник уже несколько лет продлевает на несколько дней всем россиянам – и верующим, и не верующим – новогодние каникулы. Стал ли он по-настоящему значимым событием для жителей России? Этот вопрос наш коллега Мумин Шакиров адресовал священнику Российской апостольской православной церкви, отцу Якову Кротову.



Яков Кротов: Если судить по данным социологии, то сегодня празднование Рождества – это в основном подать властям. Потому что если власти запрещали Рождество – народ не праздновал, разрешили – стали праздновать. Встает вопрос: многие ли из тех, кто сегодня празднуем, будут праздновать, если завтра новая власть изменится в отношении к религии и запретит? И по социологическим опросам, не многие. То есть сегодня для большинства людей, к сожалению, как это было, впрочем, в течение многих веков на Руси, Рождество – это просто государственный праздник. Смысл Рождества для многих, я боюсь, закрыт. И для многих главное, что есть их Рождество, а есть наше. То есть то, что Рождество не их, не наши, а Христов, - это, к сожалению, остается на каком-то десятом месте.



Мумин Шакиров: Для западного христианского мира главный праздник – все-таки Рождество, 25 декабря. Для россиян, конечно, главным праздником является ночь с 31-го на 1-е. Так повелось уже. Наступит ли такой момент, когда для россиян Рождество станет главнее, нежели наступление Нового года?



Яков Кротов: Мне бы этого не хотелось, хотя, в принципе, это можно такое прогнозировать. Опять-таки большинство православных в мире празднуют Рождество 25 декабря по новому стилю – и ничего, все равно они остаются православными. Господь, замечу в скобках, родился весной, скот был на выпасе – в Евангелие это упоминается, пастухи. Значит, это не было в декабре. Что до праздника, для верующих Запада, для верующих христиан главным праздником все-таки остается Пасха, там это главный праздник для людей верующих, это социальный праздник. И мне бы не хотелось, чтобы Рождество превращалось в такой праздник. Пусть лучше Новый год будет семейным праздником, но Рождество…


Да, кажется, что это праздник семьи, потому что там младенец и родители. По этому же принципу симпатической магии, очень материалистическому принципу, суеверному, День жен-мироносиц, который празднуется через неделю после Пасхи, является православным женским днем. Там женщины и тут женщины, но ведь женщина – это свойство, а суть-то – человек. Семья в Рождестве на втором месте, потому что на первом месте все равно рождение Христа. И что семья? Иосиф, он, так сказать, сбоку припеку… Конечно, семья, но все-таки там огромная трагедия за всем этим, тоже надо это понимать. Мария напугана, растеряна, радуется – в общем, все, что испытывает обычная рожающая женщина, плюс еще неприятности с ночлегом. И вообще она перед чем-то, что непонятно. Ну, куда деваться… Так что здесь как раз момент, когда человек скорее освобождается от семьи и оказывается лицом к лицу с чем-то огромным, страшным, выраженным в маленькой фигурке младенца, но все равно это невместимо в семью, в социум и так далее. Так что пусть семья будет 31-го, а 25 декабря или 7 января пусть будет встреча лицом к лицу с Богом.


XS
SM
MD
LG