Ссылки для упрощенного доступа

В России будут создаваться Центры изучения исторического наследия президентов страны


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Александр Гостев: Россия хочет сохранять и изучать историческое наследие президентов страны после их ухода со своего поста. Закон, создающий центры для такого изучения, уже внесен в Государственную Думу и будет рассмотрен на ее весенней сессии. При этом инициаторы законопроекта ссылаются на зарубежный опыт. Однако, в отличие от заграницы, хранители наследия президентов хотят распространить этот закон и на Владимира Путина, не собирающегося, по его словам, уходить из исполнительной власти. Сейчас с нами в прямом эфире мой коллега Данила Гальперович, следящий за этой темой.



Данила Гальперович: Надо сказать, закон шикарный. Его текст передо мной. Я сразу скажу, что внесен он депутатами от фракции "Справедливая Россия", которая уже образована в Государственной Думе. Но они, в свою очередь, внесли, очевидно, этот закон по предложению лидера партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова. Хотя многие скептика такого авторства говорят о том, что, скорее всего, Сергею Миронову не самому пришла в голову мысль написать этот закон или его юристам, а пришла в голову такая мысль кому-то в Кремле. Потому что через весь закон проходит красной нитью огромная роль администрации президента в формировании всех этих центров.


И, наверное, несколько цитат. Центр праве открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами в установленном законодательством России порядке. Центр создается без ограничения срока деятельности. Центр не может быть признан несостоятельным (банкротом). На Центр не распространяется положение многих пунктов Федерального закона "О некоммерческих организациях", который регламентирует порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций. Центр может учреждать и выпускать средства массовой информации. Его имущество формируется за счет имущества, передаваемого центру при его создании, например, ушедшим в отставку президентом, я имею в виду, точнее, по окончании его срока. И правительство Федерации обеспечивает ежегодное выделение средств за счет федерального бюджета на финансирование этого Центра. Но еще Центр может заниматься коммерческой деятельностью собственной. При этом Российская Федерация не отвечает по обязательствам Центра, а Центр не отвечает по обязательствам Российской Федерации.


При всем этом господин Плигин, который руководит думским Комитетом по государственному строительству, говорит, что такие центры создавать надо.



Владимир Плигин: Действительно, в целом ряде стран существует традиция создания этих центров, и эти центры аккумулируют то, что связано с президентским правлением в тот или иной период времени. И эти центры существуют за счет денежных средств и пожертвований, это первое. Второй аспект, не всегда историческая традиция стран сопряжена с тем, что президенты не становятся премьер-министрами, и такого рода случаи в практике различного рода стран были, и вы их легко найдете. Что касается выделяемых денежных средств, насколько я помню, расчеты, эти денежные средства значительные, их можно так оценить, на создание центра будут затрачены, кажется, до 1,5 миллиарда рублей. Но думаю, вы согласитесь, что те денежные средства, которые я назвал, они, если мы говорим о сохранении истории, сохранении материалов, их систематизации, поддержании в настоящем виде этих материалов, то эти денежные средства в этой части не представляются сверхзначительными.



Данила Гальперович: Надо сказать, что все было бы совершенно в порядке, если бы этот закон не предполагал возможности его распространения на действующего президента, а именно - на Владимира Путина, который, уйдя со своего поста, останется, как он говорит, в исполнительной власти. Впрочем, одна из инициаторов законопроекта, по крайней мере, из тех, кто его внес, Вера Лекарева из "Справедливой России" говорит, что с Путиным все в порядке.



Вера Лекарева: Россия, вообще-то, выстрадала себе президента, молодого, энергичного, жизнелюбивого и немало сделавшего для Российской Федерации за два президентских срока. Я считаю, что прошло то время, когда мы узнаем о деятельности президентов по дирижерским палочкам и из "желтой" прессы. Есть огромное количество людей, высокообразованных, профессионально ориентированных, которые желают знать, чем занималось первое лицо государства, какие решение он принимал. Это является предметом изучения исторического наследия, если хотите. Это и важно, чтобы мы перестали топтать свою историю и показывать беснующихся руководителей государства отдельно вырванными какими-то ракурсами историческими. Мне глубоко отвратительно слушать, как муссируют слухи об Иване Грозном как о человеке, который мог только убивать сыновей и устраивать оргии. Это историческое вранье! Это великий государственный деятель, который, конечно, вызывал очень большое неудовольствие представителей других государств, потому что он усиливал роль Москвы и объединял государство, и сделал его мощным. Владимир Владимирович Путин тоже вызывает неудовольствие очень многих западных историков своей настырностью, своим характером, своей фанатической влюбленностью в Россию. И пройдет всего каких-то 50 лет, многие из нас 50 лет не проживут, и мне далеко небезразлично, что будут знать мои внуки, мои дети о том историческом периоде, когда был президент, которым я горжусь.



Данила Гальперович: Надо сказать, что сравнение Владимира Путина с Иваном Грозным разделяется несколькими депутатами, с которыми я говорил. Это вообще забавная точка зрения. Мы помним, что, в частности, Иосифу Сталину очень нравился Иван Грозный, он даже о нем фильм приказал снять. Но вот этот нюанс с коммерческой деятельностью центра изучения исторического наследия ушедшего президента вызывает явные сомнения у политолога Александра Коновалова. Он говорит, что здесь, в российских условиях, возможно, будет не все чисто.



Александр Коновалов: Если создается что-то, в общем, благородное, не знаю, как сейчас, но у нас долгое время Православная церковь была крупнейшим торговцем спиртным и сигаретами, потому что она была освобождена от многих налоговых обязанностей. Так что то, что кто-то попытается этим воспользоваться и под прикрытием такого рода фонда... Как только такая организация появится, ее немедленно попытаются облепить те, кто через нее будет или прокачивать нефть без налогов, либо заниматься импортом-экспортом спирта. В общем, найдется масса приятных занятий, которые удобно делать в обход налогового законодательства.



Данила Гальперович: Тем не менее, обещается, что уже в феврале пройдет первое рассмотрение этого законопроекта, и в течение весенней сессии законопроект будет принят. Правда, Владимир Плигин говорит о том, что поправки могут быть внесены, в частности, и касающиеся срока действия этого закона, а также персон, на которых он распространяется.


XS
SM
MD
LG