Ссылки для упрощенного доступа

Россия хочет сохранять и изучать историческое наследие президентов страны после их ухода со своего поста


Владимир Путин
Владимир Путин

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.

Андрей Шарый: Россия хочет сохранять и изучать историческое наследие президентов страны после их ухода со своего поста. Закон, создающий центры для такого изучения, уже внесен в Государственную Думу и будет рассмотрен на ее весенней сессии. При этом инициаторы законопроекта ссылаются на зарубежный опыт. Однако, в отличие от заграницы, хранители наследия президентов хотят распространить этот закон и на действующего президента Владимира Путина, не собирающегося, по его словам, уходить из исполнительной власти.

Данила Гальперович: Закон "О центрах исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий" внесен на рассмотрение Государственной Думы группой депутатов нижней палаты из фракции "Справедливая Россия" и их партийным лидером, спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым. Парламентские наблюдатели, однако, отмечают, что вряд ли авторы этого документа тоже принадлежат к "Справедливой России" - слишком велико значение в этом законопроекте администрации президента России. Она и образует такие центры, и решает, какие документы туда передать, и определяет размер учредительного взноса, и много чего еще. Однако председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин говорит, что дело тут не в Кремле, а в международном опыте.

Владимир Плигин: Действительно, в целом ряде стран существует традиция создания этих центров, и эти центры аккумулируют то, что связано с президентским правлением в тот или иной период времени. И эти центры существуют за счет денежных средств и пожертвований, это первое. Второй аспект, не всегда историческая традиция стран сопряжена с тем, что президенты не становятся премьер-министрами, и такого рода случаи в практике различного рода стран были, и вы их легко найдете. Что касается выделяемых денежных средств, насколько я помню, расчеты, эти денежные средства значительные, их можно так оценить, на создание центра будут затрачены, кажется, до 1,5 миллиарда рублей. Но думаю, вы согласитесь, что те денежные средства, которые я назвал, они, если мы говорим о сохранении истории, сохранении материалов, их систематизации, поддержании в настоящем виде этих материалов, то эти денежные средства в этой части не представляются сверхзначительными.

Данила Гальперович: Суммы из бюджета на финансирование центров изучения наследия президента действительно не гигантские. Но вообще условиям существования этих центров позавидовали бы черной завистью все российские некоммерческие организации. В частности, такой центр не может быть признан банкротом, на него не распространяются целые главы из закона "О некоммерческих организациях", он вправе заниматься коммерческой деятельностью, вправе принимать пожертвования и открывать банковские счета в российских и зарубежных банках. Но и это было бы ничего, если бы инициаторы принятия закона не хотели распространить его действие и на уходящего президента, который, как известно, уходит не совсем, а намерен стать главой правительства России. То есть при действующем премьере может быть открыта структура с огромными возможностями аккумулирования денег. Тем не менее инициатор закона и член думской фракции "Справедливой России" Вера Лекарева говорит, что Владимиру Путину такой центр положен.

Вера Лекарева: Россия, вообще-то, выстрадала себе президента, молодого, энергичного, жизнелюбивого и немало сделавшего для Российской Федерации за два президентских срока. Я считаю, что прошло то время, когда мы узнаем о деятельности президентов по дирижерским палочкам из "желтой" прессы. Есть огромное количество людей, высокообразованных, профессионально ориентированных, которые желают знать, чем занималось первое лицо государства, какие решение он принимал. Это является предметом изучения исторического наследия, если хотите. Это и важно, чтобы мы перестали топтать свою историю и показывать беснующихся руководителей государства отдельно вырванными какими-то ракурсами, историческими. Мне глубоко отвратительно слушать, как муссируют слухи об Иване Грозном как о человеке, который мог только убивать сыновей и устраивать оргии. Это историческое вранье! Это великий государственный деятель, который, конечно, вызывал очень большое неудовольствие представителей других государств, потому что он усиливал роль Москвы и объединял государство, и сделал его мощным. Владимир Владимирович Путин тоже вызывает неудовольствие очень многих западных историков своей настырностью, своим характером, своей фанатической влюбленностью в Россию.

Данила Гальперович: Владимир Плигин более осторожен в оценках, он полагает, что вопрос, на кого будет распространяться закон, может еще обсуждаться.

Владимир Плигин: Я предлагаю, первое, давайте посмотрим, каким образом пройдет законопроект в Государственной Думе. Второй аспект: на какой временной срок будет распространяться данный законопроект. Посмотрим те поправки, которые поступят. Наверное, с моей стороны было бы неправильно строить предположения в этой области, поэтому я думаю, что ждать не очень долго. Законопроект уходит в рассылку, и полагаю, что где-нибудь в рамках следующего совета будет принято формальное решение в Государственной Думе.

Данила Гальперович: Но некоторые наблюдатели уже сейчас говорят: если человек не уходит из власти, то учреждать центр изучения его наследия как-то странно. Такой точки зрения, в частности, придерживается директор Института стратегических оценок Александр Коновалов.

Александр Коновалов: Что изучать опыт человека или историческую роль человека, который еще никакой не есть достояние истории, а самый что ни на есть действующий политик и еще разок может попытаться избраться на следующих выборах президента? При жизни это может быть, но только в том случае, если человек... Понимаете, человек, строго говоря, пенсионер, он отошел от активной политической жизни и занимается какой-то общественной, благотворительной деятельностью - в этом случае это еще можно. А когда человек предсовмина, то изучать его историческую роль выглядит несколько идиотично.

Данила Гальперович: Кроме того, по словам Александра Коновалова, совсем уж странным выглядит создание некоммерческой организации с такими возможностями.

Александр Коновалов: Если создается что-то, в общем, благородное, не знаю, как сейчас, но у нас долгое время Православная церковь была крупнейшим торговцем спиртным и сигаретами, потому что она была освобождена от многих налоговых обязанностей. Так что то, что кто-то попытается этим воспользоваться и под прикрытием такого рода фонда... Как только такая организация появится, ее немедленно попытаются облепить те, кто через нее будет либо прокачивать нефть без налогов, либо заниматься импортом-экспортом спирта. В общем, найдется масса приятных занятий, которые удобно делать в обход налогового законодательства.

Данила Гальперович: Любопытно, что Центры изучения исторического наследия бывших президентов будут получать еще и бюджетное финансирование. И если Владимир Путин станет премьером, то ему придется выделять государственные средства Центру имени себя самого.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG