Ссылки для упрощенного доступа

Протесты чеченских беженцев в Париже


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов, Наталья Руткевич.



Кирилл Кобрин: С конца декабря в парижском аэропорту «Шарль де Голль» находятся более 300 беженцев из Чечни. Они добиваются у французских властей политического убежища. Как утверждают правозащитники, беженцы находятся в тяжёлых бытовых условиях, но возвращаться в Россию они не намерены.



Олег Кусов, Москва: Беженцы из Чечни добирались до Франции различными путями, в том числе и на авиарейсе Киев - Париж - Рабат. В аэропорту «Шарль де Голль» они отказались продолжить полёт. Уже более двух недель они находятся в парижском аэропорту.


Рассказывает наш корреспондент в Париже Наталья Руткевич.



Наталья Руткевич: По данным французских миграционных служб, с начала сентября число россиян, просителей политического убежища во Франции, многократно возросло. Ежедневно от 10 до 40 граждан России, в основном с Кавказа, прибывают в Париж якобы транзитом, а затем остаются во Франции, требуя вида на жительство. До недавних пор французские власти справлялись с потоком беженцев, выдавая многим из них разрешение на проживание на время, пока рассматривается их прошение. Однако в последние недели французская служба по предоставлению политического убежища ОФПРА пребывает в растерянности. В зоне аэропорта Руасси, служащей для принятия беженцев, имеется всего 164 спальных места, и все они заняты. Просители убежища находятся в тяжелых условиях, они спят в залах ожидания, где нет ни кроватей, ни душей. Неделю назад 13 чеченцев в знак протеста объявили голодовку. Для размещения беженцев аэропорт уже выделил более полутора тысяч квадратных метров.


По оценке службы ОФПРА, ситуация создалась крайне напряженная. Вместе с тем, как сообщил один из представителей службы, далеко не все просители имеют право на политическое убежище. Если раньше к Франции обращались чеченцы, действительно имеющие право на статус политического беженца, то сегодня во Францию массово едут ингуши и дагестанцы, желающие улучшить свое материальное положение.


Сократить приток беженцев могло бы введение так называемой транзитной визы, которая ограничивала бы перемещение транзитных пассажиров по аэропорту. Однако, по мнению французских властей, введение такой визы для всех граждан России неизбежно привело бы к дипломатическому конфликту между двумя странами.



Олег Кусов: В Европе по-разному относятся к чеченским беженцам, отмечает председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.



Светлана Ганнушкина: Чеченских беженцев принимают по-разному. Австрия, которая принимала и давала убежище до 90 процентов обращающихся, сейчас, вот уже два случая я знаю, когда она высылает людей. То есть, пересмотрено отношение. Во Франции с сентября месяца прошлого года не только не высылают беженцев чеченских в Россию, но их даже не высылают в Польшу, потому что там перегружено, не справляются с их количеством. Таким образом, Польша как бы выведена в порядке исключения из Дублинского соглашения. Польша страна Европейского союза и если беженец проехал через эту страну, имел там возможность обратиться за статусом, то эта страна и должна нести ответственность. Вот Франция для Польши сделала исключения. И мы призываем другие европейские страны последовать примеру Франции в этом отношении.



Олег Кусов: Поток чеченских беженцев в европейские страны в последнее время только усилился. Это говорит о том, что жизнь простых людей в Чечне по-прежнему остаётся невыносимой, утверждает эксперт Московской Хельсинской группы по Северному Кавказу Асламбек Апаев.



Асламбек Апаев: Проблема эта связана в первую очередь, так как средства массовой информации говорят от администрации президента, что в Чечне стабилизировалось, на Кавказе все нормально, это далеко от истины. Вот эти несудебные казни, пытки, органы судебной процедуры у них абсолютно скатаны на ноль, все это делается за взятку. Несанкционированные аресты, абсолютно невинных людей делают террористами. Вот это все приводит к массовому оттоку. В первую очередь нужно стабилизировать ситуацию на всем Северном Кавказе, это пошло по всему Северному Кавказу. Тогда не будет оттока.



Олег Кусов: Среди тех, кто пытается убежать за границу, уже не только жители Чечни, подчеркивает председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.



Светлана Ганнушкина: Я думаю, что поток из Северного Кавказа, безусловно, усилился, потому что ситуация, которая складывается там сейчас, она даже не самая страшная в Чечне, а есть еще и Ингушетия, есть Дагестан, есть Кабардино-Балкария и оттуда тоже едут люди. К сожалению, мы предсказывали, что вот эта общая обстановка в Чечне приведет к тому, что это расползется на весь регион, это расползается не только на этот регион, но и вообще на Россию. Ничего удивительного, что люди оттуда уезжают.



Олег Кусов: Беженцы с Северного Кавказа идут на всё, чтобы покинуть Россию и другие страны СНГ. Я поинтересовался у Асламбека Апаева, какими способами они преодолевают кордоны, если улететь на самолёте или уехать на поезде не представляется возможным.



Асламбек Апаев: Как правило, они приезжают в Брест, это Белоруссия, находят посредников, платят им, и они их переводят через лесной массив.



Олег Кусов: А как их встречают в тех странах Восточной Европы?



Асламбек Апаев: Сразу арестовывают. Идет судебный процесс у них тогда, на каком основании, они начинают выяснять, действительно у этого человека были проблемы в Чеченской республике или в республике Ингушетия, после этого дают им позитив на проживание.



Олег Кусов: Асламбек, кто-либо из чеченцев обращался за эти годы официально в органы власти России с просьбой разрешить им покинуть страну?



Асламбек Апаев: Я таких пока не встречал. Люди боятся эту власть, поэтому они не говорят.



Олег Кусов: Официальная Москва утверждает, что обстановка на Северном Кавказе и в частности в Чечне стабилизировалась. Иной раз подобные заявления оказывают влияние на позицию европейских чиновников, считает Асламбек Апаев.



Асламбек Апаев: Насчет приема, не скажу, что это так охотно. Но те, которые уже есть, есть у меня информация, что Николя Саркози сказал, что "раз у нас есть эти чеченские беженцы, пускай они у нас будут, смотрите за ними, делайте все, что им нужно".


По поводу дальнейшего приема, это не очень-то охотно они делают, потому что сама политика Кремля приводит к тому, что здесь все стабилизировалось, все нормально, а когда появляется такой поток, это доказывает обратное. На этом основании у них какая-то дикая политика в этом отношении. Очень длительное время не дают позитив. Это гибкая политика. Они не хотят сразу их принимать, то есть они показывают Кремлю, что они немножко одобряют его. Это с нефтью и газом связано.



Олег Кусов: Эксперты полагают, что некоторые европейские страны заигрывают с официальной Москвой в различных вопросах, в том числе и при решении проблем беженцев.



Светлана Ганнушкина: Это действительно происходит и в наших взаимоотношениях с разными странами. Но вот, видите, мы сейчас, несмотря на то, какая, можно сказать, нежная дружба между Саркози и Путиным завязалась в последнее время, тем не менее, это не отразилось на отношении к беженцам из России и именно к чеченцам, что вообще соответствует международному праву. Потому что страны, подписавшие конвенцию 1951 года о статусе беженцев, они как раз обязались не воспринимать как недружественный акт предоставление статуса беженца и гражданам другой из договаривающихся сторон.



XS
SM
MD
LG