Ссылки для упрощенного доступа

9 минут джаза №41. Оскар Питерсон


У микрофона Свободы Дмитрий Савицкий и «Девять минут джаза»



Он покинул нас под самое Рождество и в эти первые недели года мы должны отдать дань его таланту, мастерству и мужеству. Канадскому пианисту-виртуозу Оскару Эммануилу Питерсону было 82 года…



  • Tristeza


ДС: - Tristeza, Печаль, композиция Лобо и Нитиньо. Трио Оскара Питерсона с одноимённого диска фирмы «Верв» 70 года: Питерсон – рояль; Сэм Джоунс – контрабас и Боб – ударные.



Судьба Оскара Питерсона была и типичной для черного музыканта бедного района Торонто, и – абсолютно исключительной.


Его отец играл на трубе и на фортепьяно; его сестра была преподавательницей классического фортепьяно. В пять лет Оскар начал играть на трубе, но заболел туберкулезом и, выздоровев, о трубе вынужден был забыть.


Он играл на фортепьяно семь дней в неделю обычно по шесть часов в день.


И, конечно, как большинство крупных фигур джаза, начинавших с классики, Оскар, слушая, как отец играет регтаймы и буги-вуги, влюбился в джаз. Он был слегка заносчивым вундеркиндом, до тех пор пока не услышал музыку Арта Тейтума. Тейтум стал его кумиром, моделью, а позже и – другом.



  • Fine and Dandy


ДС : - Fine and Dandy Кэя Свифта и Пола Джэймса . Нью-Йорк, Кэрнэги Холл, 1949 года – американский дебют Питерсона, организованный продюсером, владельцем фирмы «Вёрв», а позже «Пабло» - Нормэном Грэнцом.



Грэнц сидел в такси, которое катилось в торонтский аэропорт, когда он услышал по городскому радио игру неизвестного ему пианиста. Он остановил такси и попросил шофера отвести его прямо в радиостудию. Так началась многолетняя дружба и сотрудничество Питерсона и Грэнца.



Питерсон имел привычку напевать под нос и звукооператоры даже думали зачастую, что в микрофон попала муха. Он был, кроме прочего, композитором и певцом. Играл дуэтом, соло, собирал знаменитые трио (гитара и контрабас), добавлял к ним ударника, превращая Трио в Квартеты.


Самым знаменитым «классическим» было трио с Рэйем Брауном на контрабасе Хёрбом Эллисом – на гитаре. Играл он и с такими гигантами джаза, как Коулмэн Хокинс, Бэн Уебстер, Милт Джэксон, Барней Кэссэл, Луи Армстронг, Стэфан Граппели, Джо Пасс, Каунт Бэйси (Side to side – фортепьянная дуэль, феноменальный диск!), Диззи Гиллеспи и Стэн Гетц…


Вот классическое Трио Питерсона. Тема Фрида и Брауна: «Должен ли Я?»


  • Should I?


ДС: - Should I? - Должен ли я? Оскар Питерсон – рояль; Хёрб Эллис – гитара и Рэй Браун – контрабас. Октябрь 57 года, Лос-Анджелес.


Оскар Питерсон за 65 лет профессиональной карьеры записал более 200 дисков, семь раз завоевывал высший музыкальный приз Грэмми, количество его концертных выступлений исчисляется тысячами. Дюк Эллингтон называл его «махараджей джаза», причисляя Питерсона к джазовой элите, более того – В 93 году Питерсон попал в госпиталь с инсультом. Два года ушло у него на то, чтобы снова стать на ноги, а главное – начать играть. Но левая часть тела пострадала от инсульта и, хотя он играл по-прежнему великолепно, его исключительная виртуозность была навсегда утеряна.



  • Something's Coming


Вот напоследок Трио Питерсона с ударником Эдом Сигпэном . Рэй Браун на контрабасе. Это запись 62 года, диск вышедший на «Вёрв», состоит из семи импровизаций на тему мьюзикала Леонарда Бёрнстайна и Стивена Сондхайма – «Вест-сайдская история»..



  • Something's Coming


ДС: - Something's Coming, «Что-то надвигается…» Музыка Леонарда Бёрнстайна. Трио Оскара Питерсона, который оставил нас 23 декабря прошлого года.


Подкаст «Девяти минут» вы найдете на сайте svobodanews.ru. Всех вам благ, приятного викенда, чао, бай-бай!


Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG