Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Кандидаты в президенты переходят на личности. Ракетные стрельбы России в Бискайском заливе: шоу для внутренней аудитории? Тревога доминирует в день объявления претендентов на «Оскар»


Юрий Жигалкин: Личные атаки явно становятся предпочтительным орудием главных претендентов на президентскую номинацию от демократической партии.



Аллан Давыдов: Поздно вечером в понедельник трое претендентов на номинацию от демократической партии провели теледебаты в Южной Каролине, очередном штате, где в предстоящую субботу проходят первичные выборы. Сенаторы Хиллари Клинтон, Барак Обама и бывший сенатор Джон Эдвардс каждый предлагали свой план экономического стимулирования для предупреждения надвигающейся рецессии. Речь также шла о проблемах здравоохранения и иммиграции. Атмосфера накалилась, когда Клинтон и Обама обменялись серией резких замечаний. Хиллари обвинила Барака в связях с чикагским застройщиком, которому сейчас предъявлен ряд обвинений - от отмывания денег до попыток шантажа. В свою очередь он обвинил ее в использовании своего мужа Билла в нападках на него и в преднамеренном искажении его заявлений и фактов его политической биографии. Перепалка продолжалась несколько минут, пока не вмешался бывший сенатор Джон Эдвардс.



Джон Эдвардс: Я хотел бы заметить прежде всего, что в дебатах принимают участие трое кандидатов, а не двое.



Аллан Давыдов: Жесткая полемика между сенаторами Обамой и Клинтон продолжилась во вторник, уже заочно. Хиллари заявила, что резкий тон ее демократического оппонента на дебатах в понедельник является признаком растущего разочарования Обамы, результатом его проигрышей на праймериз в двух штатах подряд.



Хиллари Клинтон: Сенатор Обама вышел из равновесия. События последних 10 дней, особенно результаты праймериз в Нью-Гемпшире и Неваде, видимо, убедили его в необходимости вооружиться иной стратегией. Прошлым вечером он пришел на дебаты с явным стремлением ввязаться в драку. Ему это удалось. Я считаю, что важно расставить все точки над "и".



Аллан Давыдов: Сенатор Клинтон обратила внимание на то, что несколько лет назад, будучи сенатором штата Иллинойс, Обама десятки раз воздерживался от голосования по тем или иным вопросам. Это, по ее словам, указывает на нежелание Обамы действовать ответственно в условиях трудного выбора, что неприемлемо для будущего президента. Реакция Обамы была, что называется зеркальной. Он обвинил Хиллари Клинтон в политической непоследовательности, которая, по его словам, не оставляет ей права претендовать на пост президента Соединенных Штатов.



Барак Обама: Мы не можем позволить себе иметь президента, меняющего свои позиции в зависимости от политического момента. Нам нужен такой глава государства, который знает, что должен быть готов принимать верные решения с самого первого дня президентства. Если Южная Каролина даст мне шанс, то я намерен быть именно таким президентом.



Аллан Давыдов: В то время как Обама в канун предварительных выборов продолжает агитацию в Южной Каролине, Хиллари покинула штат. Предполагают, что она не рассчитывает там на победу, но основательно готовится к супервторнику 5 февраля. В этот день должны состояться праймериз сразу в 22 штатах.



Юрий Жигалкин: Сообщение о том, что российские стратегические бомбардировщики провели ракетные стрельбы в нейтральных водах Бискайского залива неподалеку от побережья Франции, было замечено во вторник многими американскими средствами информации, увидевшими в этом факте еще один признак ухудшения отношений России и Запада. В некоторых комментариях даже промелькнуло неизбежное сравнение с противостоянием времен холодной войны. Однако специалисты по России отчасти увязывают этот эпизод и с тревожной экономической ситуацией в мире. Вот что говорит известный американский экономист, президент Фонда экономического образования Ричард Эбелинг...



Ричард Эбелинг: Это, конечно же, производное внутриполитической тактики правительства Путина. С одной стороны, оно подыгрывает националистическим чувствам части россиян, и это особенно заметно накануне президентских выборов, говоря - мы стали мощной державой и способны, как и прежде бросить вызов НАТО на его собственных задворках. С другой стороны, это попытка отвлечь избирателей от внутренних проблем: растущие ли это цены, поднимающаяся ли инфляция или откровенно недемократичные условия проведения предвыборной кампании, созданные лишь с тем, чтобы привести к власти в Кремле нужного нынешнему президенту человека и гарантии будущей роли Владимира Путина в системе управления страной. То есть это явно отвлекающий маневр, рассчитанный на внутреннюю аудиторию



Юрий Жигалкин: Как подобные эпизоды могут восприниматься в западных столицах - философски, если они следуют вашей интерпретации, или все-таки с тревогой?



Ричард Эбелинг: Они заставляют западные столицы задаться вопросом: что на уме у России, какую игру она ведет, может ли дело в действительности дойти до ситуации, сходной с временами советско-американского противостояния, когда подобные эпизоды держали на взводе натовские и советские военные штабы? Ведь невинность таких спаррингов кажущаяся. Любая случайность может привести к конфликту. Помимо этого важна символика подобных шагов России. Москва действует в духе противостояния. Это и попытки прикрыть Иран от санкций, это и усугубление конфронтации с Великобританией. Москва явно подводит черту под не столь давними попытками кооперации в разных областях. Такое ощущение, что она сознательно пытается порвать то, что не так давно выглядело сердечными отношениями с Западом.



Юрий Жигалкин: Считается, что в 90-х правительство Ельцина пошло на сближение с Западом потому, что у него не было выбора, от экономической слабости. Есть ли сегодня у Кремля, так сказать, экономические основания для подобного обострения отношений?



Ричард Эбелинг: Русские, вероятно, считают, да, учитывая высокие цены последних лет на природные ресурсы и приток в страну нефтедолларов. Российские власти довольно быстро забыли о том, как живется в условиях низких цен на энергоресурсы, а это может стать реальностью в недалеком будущем. Те деньги, которые могли бы пойти на инвестиции, на создание рабочих мест, которые очень потребуются в условиях замедления экономического роста, тратятся сегодня на проведение маневров. То есть россияне расплачиваются, чтобы российская бюрократия и политики чувствовали себя увереннее.



Юрий Жигалкин: Желание предотвратить потенциальный экономический кризис внезапно сплотило американских законодателей, которые были не способны договориться почти ни о чем за последний год. Руководители демократического большинства в конгрессе Нэнси Пелоси и Харри Рейд встретились во вторник в Белом доме с президентом Бушем и заявили о готовности предпринять срочные меры с тем, чтобы не допустить экономического спада, который могут вызвать проблемы на кредитных рынках. Руководители конгресса и президент сошлись на том, что они готовы разработать и утвердить пакет экономических стимулов в небывало короткий срок - за две-три недели. Идея состоит в том, чтобы дать в руки американцам живые деньги - около 150 миллиардов долларов - с тем, чтобы они пустили их в дело и, так сказать, смазали экономический механизм. Среди обсуждаемых мер - временная отмена налога для людей с самым низким уровнем дохода, частичный возврат налогов всем остальным и налоговые послабления для компаний инвестирующих в развитие производства.


Один из самых известных заключенных по делам о терроризме, американский гражданин Хосе Падиллья, был приговорен во вторник к 17 годам тюрьмы, в то время как прокурор требовал от 30 лет до пожизненного заключенного. Арестованный пять лет назад по подозрению в подготовке теракта с использованием грязной бомбы, Падиллья после длительного процесса был признан виновным лишь в поддержке терроризма. Он и два его подельника - иммигранты из арабских стран - были членами ячейки, которая готовила рекрутов, посылала деньги и другую материальную помощь террористическим группам в разных частях мира. Объясняя сравнительно щадящий приговор, судья заявила, что обвинению не удалось доказать, что подсудимый кого-либо убил, похитил или нанес увечья.


Состоится церемония вручения «Оскаров» или она станет жертвой многомесячной забастовки членов профсоюза сценаристов? Эта мысль во вторник занимала голливудцев не меньше, чем привычные в день объявления претендентов на «Оскара» предположения о том, кто может победить.



Ян Рунов: По количеству номинаций на высшую кинопремию Америки «Оскар» на первое место вышли два кинофильма: «Старикам здесь не место» по одноимённому роману Кормака МакКарти и «Нефть» по одноимённому роману Эптона Сиклера. Они получили по 8 номинаций. Скорее всего, с пустыми руками они с церемонии «Оскар» уже не уйдут. По семь номинаций получили романтическая драма «Искупление» по роману Иэна Макьюэна и триллер «Майкл Клейтон». 4 номинации получила молодёжная комедия о беременной школьнице «Джуно». Во всех этих работах персонажи решают вопрос о жизни и смерти. В трёх из пяти - много крови. А если сюда прибавить номинированные в разных категориях киномюзикл «Суини Тодд» про парикмахера-маньяка, «Убийство Джесси Джеймса», «Война Чарли Уилсона», «Прощай, детка, прощай», то экран этого года будет просто залит кровью. Чем это объяснить? Американский кинокритик Джэймс Уэлш ответил...



Джэймс Уэлш: Может быть, тем, что у нас больное общество? Но есть и другие объяснения. Во-первых, многие фильмы прошедшего сезона - экранизации литературных произведений. Причём, выбраны произведения довольно мрачные, наполненные жестокостью, что, в общем, отражает суть нашего жестокого времени. В сегодняшнем мире мало кто чувствует себя в безопасности. К сожалению, жестокость больше привлекает юную киноаудиторию, а именно на неё ориентируется голливудский кинорынок. В то же время, судя по номинированным на «Оскара» фильмам, заметно частичное «повзросление» американского кино. Здесь можно сослаться на два наиболее удачных фильма - «Старикам здесь не место» и «Нефть». В обоих фильмах ставятся глубокие, «взрослые», общие вопросы о человеческой природе, о природе зла.



Ян Рунов: Как вы думаете, почему киноакадемия и кинокритики никак не выделили возвращение в кино таких выдающихся режиссёров, как Фрэнсис Форд Коппола и Сидней Люмет, а также фактически прошли мимо режиссёрской работы Шона Пенна?



Джэймс Уэлш: Их работы не предназначались для молодёжной аудитории. Это - взрослое кино. Оно, извините за каламбур, для "стариков, которым здесь не место». Но мне кажется, что очень скоро кинематографисты будут чуть больше уделять внимание аудитории старшего возраста, поскольку начинают выходить на пенсию так называемые бэби-бумеры, то есть поколение послевоенного бума рождаемости. Это поколение ходит на фильмы, в которых поднимаются серьёзные вопросы. Кстати, удивительный успех кинофильма «Старикам здесь не место» интересен тем, что он нашёл отклик и у молодёжной, и у зрелой аудитории. В этом фильме через актёра Томи Ли Джонса показано не только то, чему был свидетелем его герой, но и то, к каким выводам он пришёл. Конечно, в романе Кормака МакКарти это показано намного значительнее, но и то, что попало из романа в фильм, сделало его интересным.



Ян Рунов: Есть ли среди номинированных на «Оскар» работы, которые, с вашей точки зрения, этого не заслуживают?



Джэймс Уэлш: Мне кажется, в общем, отбор был сделан квалифицированно. Я только надеюсь, что забастовка сценаристов скоро закончится, и ничто не отвлечёт внимание от церемонии «Оскара». И ещё я надеюсь, что лучшим будет признан кинофильм «Старикам здесь не место». Он произвёл на меня очень сильное впечатление, какого я давно не испытывал в кинозале. Впрочем, «Нефть» тоже сильная работа, хотя и другого плана. Каждый из них по-своему совершенен. И, кстати, в обоих великолепные актёрские работы. Дэниел Дэй-Льюис в «Нефти» просто изумителен.



Ян Рунов: 80-я церемония вручения премии лучшим кинематографистам года состоится 24 февраля. Причём, как объявлено, состоится, независимо от того, закончится к тому времени забастовка сценаристов или нет. Но вопрос, какой будет эта церемония, если забастовка будет продолжена и актёры из солидарности не явятся, Тони Гилрой, создатель номинированного на премию «Оскар» фильма «Майкл Клейтон», сказал, что вряд ли актёры и режиссёры захотят участвовать в празднике, когда их коллеги-сценаристы борются за свои права. Чем ближе дата награждения, тем больше волнений, связанных с забастовкой сценаристов. Но пока ничто не сулит примирения между Альянсом продюсеров и Гильдией сценаристов Америки.


XS
SM
MD
LG