Ссылки для упрощенного доступа

Задача Медведева - убедить нас, что мы живем в самой богатой, счастливой стране


Дмитрий Медведев
Дмитрий Медведев

Программу ведет Андрей Шарый. Прини мают участие психолог Ольг а Маховск ая и телекритик Радио Свобод а Анн а Качкаев а.

Андрей Шарый : Первое развернутое выступление кандидата в президенты России Дмитрия Медведева перед массовой аудиторией (в новом качестве Медведев принял участие в работе Гражданского форума в Москве) дает повод сравнить его поведение перед камерой и его политический имидж с образом Владимира Путина и с теми представлениями о главе государства, которые символизирует нынешний российский президент. Я приветствую в прямом эфире программы "Время Свободы" московского психолога Ольгу Маховскую и телекритика Радио Свобода Анну Качкаеву.

Анна, как меняется телевизионное отношение к ключевым политическим фигурам России в последние недели, Владимир и Дмитрий Медведев?

Анна Качкаева: Владимир Путин все больше и больше отходит на телевизионную периферию, хотя еще обозначает какие-то принципиальные, знаковые вещи своей эпохи в свойственной ему манере и естественном обаянии приятного существования перед телекамерой, которым он научился за годы своего правления. А вот Дмитрий Анатольевич осваивает телевизионное пространство и делает это довольно энергично. Его становится все больше и больше и в выпусках новостей, а сейчас еще с выступлением на форуме, и зрелищно. У него не было еще таких масштабных выступлений перед аудиторией. Оно уже заметно отличается оттого, как выступал Владимир Путин перед большими аудиториями. Оно гораздо более такое интеллигентно-домашнее. Хотя все равно на фоне триколора люди все-таки не стоят, не колышутся, а такой интеллигентный истеблишмент, но не партийный, внимает своему новому лидеру.

Андрей Шарый : Ольга, это мужчины разных психологических типов?

Ольга Маховская : Это разные психологические типы, я бы даже сказала, социальные типы. Потому что Путин все-таки претендовал и продолжает претендовать на роль символического президента, олицетворяет собой фигуру абсолютной и пожизненной власти. Он просто возвышается над текущей ситуацией выборов, которую он же и преподносил как рабочую. Медведев все-таки больше фигура эмблематическая, потому что и фамилия у него такая медвежья, что совпадает с одним из национальных архитипов. Совпадает по своей психоэмоциональности с позитивными архитипичными национальными образами. В этом смысле он, может быть, действительно, более домашний, ближе многим, но далеко не всем. Все-таки они олицетворяет не столько поколение управленцев, и был представлен как управленец, сколько людей, которые мыслят в категориях власти подчинения, для которых мир устроен просто и понятно. Конечно, он сангвиник. Он более открыт по сравнению с Путиным. Для него характерен такой активный конформизм, то есть те люди, которые активно предлагают то, что хочет начальство. Путин был более закрытым, и остается фигурой более засекреченной.

Андрей Шарый : Анна, чего не хватает пока, с телевизионной точки зрения, Дмитрию Медведеву?

Анна Качкаева : Теперь не хватает сути, потому что пока это слишком образ. А хочется, чтобы из этого образа что-нибудь такое прорвалось, как прорвалось, мы помним, из Владимира Путина "мочить в сортире". Потом этот образ определил как некий имидж и вектор, если хотите. Пока Дмитрий Медведев не нащупал то самое, что будет его характеризовать, как президента с гораздо менее символическими чертами.

Андрей Шарый : Ольга, с точки зрения мужского обаяния и харизмы человеческой, у Медведева в принципе это есть или этого вообще нет?

Ольга Маховская : Это в принципе есть у всех. Все-таки для нас эта фигура не особенная, потому что это самый маленький и самый молодой президент за всю небольшую историю президентства страны. Все-таки эта фигура оказалась неожиданной. Предполагалось, что будет, по меньшей мере, сопоставимый по психотипу с Путиным Иванов. Но, тем не менее, я вижу, что он был воспринят радостно. Видимо, его женская аудитория будет гораздо моложе, чем женские фанаты Путина. По большому счету, маленький рост никогда не был препятствием для мужского обаяния. Сангвиники всегда более приятное впечатление производят, чем закрытые флегматики.

Андрей Шарый : Медведев сейчас копирует Путина во многом - и в манере одеваться, и в манере говорить. Вы считаете это намерено или это просто автоматическое качество пока?

Ольга Маховская : Трудно сказать, они люди из одной среды. Они друг друга копируют. Я думаю, что сложился определенный стиль в этом окружении - в окружении Путина. Путин тоже, мне кажется, копирует Никиту Михалкова. Кто, кого - это такое зазеркалье. Я думаю, что у него будет возможность и достаточно времени (4 года), чтобы сформировался и проявился свой стиль. Но я подозреваю, что у него нет двойного дна. Это такой неожиданный внутренний человек. Он может так и не прорезаться, не сформироваться.

Андрей Шарый : Анна, помните, мы с вами говорили несколько месяцев назад о том, что может быть телевизионной кульминацией освещение фигуры Владимира Путина. Была демонстрация его голого торса во время отпуска, выступление на молодежном съезде, которое было выдержано в таких очень мрачных красно-коричневых тонах. Это были случайные такие точки накануне выборов? Так просто совпало, или в этом была какая-то телевизионная драматургия, о которой кто-то озаботился?

Анна Качкаева : Драматургия все-таки была не в коричневых тонах, а такой, скорее, смеси между парфендом и американскими телевизионными шоу, хотя он был, конечно, одиноким героем, возвышавшимся над толпой. Кульминационная точка именно в выступлении в "Лужниках". Что будет с Медведевым? Я убеждена, что для него должна быть придумана новая ритуальность. Она, скорее всего, будет гораздо более мягкой, социальной, если хотите, семейной, менее напряженной, чем вся та стилистика, которая сопровождала Владимира Путина.

Андрей Шарый : Ольга, вот Анна предложила нам такой термин, говоря о Владимире Путине, "одинокий герой". Какой герой Медведев? Каким он может быть?

Ольга Маховская : Семейный персонаж, парень из нашего двора, из нашей корпорации, если говорить на их языке. Мне не кажется, что Путин - одинокий герой. Держаться отдельно и над другими - это все-таки не значит не чувствовать почвы под ногами. У Медведева нет такой задачи огромного прорыва, которая была у Путина - поднять атмосферу в стране целиком. Его задача - удержать, может быть, действительно, сделать более теплой, убедить нас, что мы живем в самой богатой, счастливой стране. Возможно, на это будет потрачено весь политический запас следующих 4 лет.

XS
SM
MD
LG