Ссылки для упрощенного доступа

В фойе Новой сцены Большого театра открылась выставка фотографий


Программу ведет Алексей Кузнецов . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева .



Алексей Кузнецов : Масштабную реконструкцию Большого театра планируют завершить осенью этого года. А сейчас в фойе Новой сцены театра открылась выставка фотографий, сделанных перед началом реставрационных работ. На снимках - детали академической росписи главного плафона зрительного зала. Это Аполлон и девять муз кисти Алексея Титова. Рассказывает Лиля Пальвелева.



Лиля Пальвелева : Реконструкция началась в ночь с 30 июня на 1 июля 2005 года. Именно тогда демонтировали знаменитую люстру Большого театра, и впервые появилась возможность сфотографировать не под углом, а в прямом ракурсе, то есть без искажений, росписи плафона.


Фотограф Кирилл Курганов отпечатал снимки не на традиционной бумаге, а на белой ткани. Ведь и плафон (об этом далеко не все знают) написан на холсте. Вставленные в золотые рамы, работы Курганова иллюзорно достоверны и похожи на что угодно, только не на фотоснимки.



Кирилл Курганов : На потолке ткани 1,5-вековой давности. Это плафон. Потолок как-то не очень любят в Большом театре, поэтому это плафон Большого театра, где все музы были выполнены на холсте. Это холсты. На самом деле, наверху нет какого-то закрытого пространства. Плафон - это легкие Большого театра. Там кроме холста ничего нет. Перетяжки деревянные и все. И вся атмосфера, которая в Большом театре образуется во время спектакля, на репетициях, устремляется вверх к музам. Вот такой своеобразный эфир.



Лиля Пальвелева : Нужно подойти очень близко, чтобы понять, что это снимок, а не живопись. Помимо фототехники там еще какая-то реальная живопись есть?



Кирилл Курганов : Нет. Я ничего не подрисовывал, я не обрабатывал это в фотошопе. Единственное - снято тремя объективами, тремя кадрами и на трехматричную камеру. Такой вот 3 на 3 - 9 муз. Вот такая дань цифре. Я хотел передать свои впечатления не просто в фотографии, немножко сухой или немножко репортерской, а именно через понятие "художественная фотография", чтобы объект съемки на таком же материале, на холсте, был тем же самым.



Лиля Пальвелева : Фойе театра смотрится органично. Это временная выставка, или они будут здесь постоянно?



Кирилл Курганов : На самом деле, я подарил эти работы музею Большого театра. Они будут постоянно в музее. А почему здесь мы решили это сделать? Дело в том, что музы покидали Большой театр один раз - с 1805 до 1825 года, когда сгорел театр Медокса. Понятно было - пепелище. Нынешние музы находились здесь с 1856 года. Академик Титов как раз нарисовал их специально для нового Большого театра, который уже был реставрирован Кавосом. Здесь происходили уже мероприятия - открытие, царская императорская семья. Целые эпохи прошли - и цари, и их убийцы, и таланты, и их поклонники, и просто люди, которые любят искусство. Все это прошло через этот театр.


Чтобы музы не уходили из театра, мы и решили вместе с Большим театром организовать эту выставку именно в фойе Малого театра. Какое-то время, конечно же, она будет здесь находиться. А потом работы будут в музее.



Лиля Пальвелева : Что же касается подлинного холста, то он требует реставрации. На снимках Кирилла Курганова отчетливо видны трещины на живописном слое.



XS
SM
MD
LG