Ссылки для упрощенного доступа

Сербия присоединилась к проекту "Южный поток"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспондент Радио Свобода в Белграде Айя Куге и экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов.



Андрей Шароградский: Руководители Сербии и России подписали в Москве документы о присоединении Сербии к проекту газотранспортной системы "Южный поток". Наблюдатели связывают это соглашение с недавней продажей российскому Газпрому пакета акций сербского монополиста на рынке энергетики - компании НИС. Поездка в Москву президента Сербии Бориса Тадича и премьер-министра Воислава Коштуницы сопровождалась заявлениями о единстве взглядов России и Сербии по косовскому вопросу. О подоплеке этого визита из Белграда сообщает корреспондент Радио Свобода Айя Куге.



Айя Куге: «Новый уровень стратегического партнёрства с Россией», «Историческое, глубокое укрепление экономических связей между двумя государствами» - этими словами, в победном стиле оценили подписание сегодняшнего энергетического договора с Россией сербские политики, близкие к премьер-министру республики Воиславу Коштунице. Перед отъездом в Москву Коштуница заявил...



Воислав Коштуница: Сербия становится стабильной, если вести речь о снабжении таким важным источником энергии, как газ. Пользу от этого почувствует не только вся наша промышленность, но и каждый гражданин Сербии.



Айя Куге: Однако многие сербские экономисты и специалисты по энергетике с большими опасениями встретили достигнутое соглашение. Из всего пакета договорённостей хорошей они считают только возможную перспективу строительства через территорию Сербии магистрального транзитного газопровода "Южный поток", что обеспечит Белграду хорошие позиции в балканском регионе. Однако Кремль взамен потребовал, чтобы Газпром - по стоимости ниже рыночной цены - получил контрольный пакет акций государственной компании "Нефтяная индустрия Сербии" (НИС). Внимание общественности привлекло и то, что переговоры с Россией были строго засекречены. Белградская пресса утверждает, что к переговорам о продажи НИС не были допущены даже специалисты министерства энергетики. Стратегической сделке вокруг нефтегазовых соглашений сопротивлялся министр экономики, известный либеральный экономист, Младжан Динкич, и это грозило правительственным кризисом. Теперь Динкич сообщил, что окончательное слово он и его партия "Г17 плюс" - одна из четырёх коалиционных партнёров в правительстве - скажет, когда станут известны детали соглашения. Премьер-министр Котуница обещал, что эти детали будут обнародованы после подписания договора в Москве. Белградский экономический обозреватель Милован Бркич считает, что за продажей акций монополиста на сербском рынке, государственного нефтяного концерна НИС скрывается крупные политические и экономические интересы отдельных сербских политиков.



Милован Бркич: Ключевым элементом этого договора, который я бы оценил как плохой, является то обстоятельство, что компания "Нефтяная индустрия Сербии" продаётся вследствие прямой договорённости политических олигархий Сербии и России, а не на конкурсной основе, предусмотренной законом о приватизации государственных предприятий. Это до сих пор невиданное в Сербии дело. Можно сделать вывод, что за таким нарушением закона и возможностью невероятной коррупции скрывается крупный политический интерес премьер-министра и близких к нему людей.



Айя Куге: Соглашение с Россией в области энергетики ранее стало поводом для разногласий премьера Коштуницы и с другим коалиционным партнёром - демократической партией президента Бориса Тадича. Известно, что Коштуница обусловил поддержку Тадичу во втором туре президентских выборов, намеченных на 3 февраля, подписанием договора с Москвой. Тадич после долгих размышлений, очевидно, согласился.


Андрей Шароградский: Газопровод «Южный поток» должен пройти по дну Черного моря из Новороссийска до побережья Болгарии и далее - в страны Европы. Помимо Сербии, в этом проекте принимают участие Болгария и Италия. Экономический обозреватель "Свободы" Иван Трефилов беседовал о "Южном потоке" с аналитиком инвестиционной компании «Антанта-Капитал» Тимуром Хайруллиным.



Иван Трефилов : Насколько важно для России вхождение в нефтегазовые проекты в Сербии? Сейчас многие эксперты рассматривают этот процесс в политическом аспекте. Однако можно ли считать рынки этой и других балканских стран действительно привлекательными для российских экспортеров энергоресурсов?



Тимур Хайруллин : Без решения на политическом уровне, как правило, крупные компании не пускаются в Европе в нефтегазовые активы. Соответственно, для того чтобы Газпром получил доступ, необходимо было решение на политическом уровне. Собственно, поэтому и встречались представители Болгарии, Сербии и российские представители. В то же время нефтегазовые активы в Европе весьма привлекательны. В принципе, тот факт, что Газпром расширяет свое присутствие в Европе, что соответствует его долгосрочной стратегии, является позитивным моментом.



Иван Трефилов : До последнего момента рассматривалось два варианта продления "Южного потока" из Болгарии: на юг - в Италию или на север - в Австрию и Германию. Означает ли подписание соглашение с Сербией, что был выбран второй вариант возможного маршрута газопровода?



Тимур Хайруллин : Стоит отметить, что у Газпрома достаточно неплохие отношения как с Германией и немецкими компаниями, соответственно с BASF и E . ON , в то же время у "Газпрома" существуют партнерские отношения и с ENI . Причем, обе эти страны являются достаточно крупными потребителями газа. Соответственно, у Газпрома существует возможность увеличения поставок газа в эти страны. В то же время то, что газопровод пойдет через Сербию, повышает вероятность реализации второго сценария, то есть строительство газопровода через Сербию в Австрию и, соответственно, в Германию. При этом я не исключаю того, что впоследствии газопровод "Южный поток" будет расширен, и построена вторая ветка, то есть первая ветка - 30 миллиардов кубометров, вторая - тоже, допустим, 30. Одна ветка пойдет как раз в северном направлении, а другая - в южном.



Иван Трефилов : А хватит ли у России газа, чтобы заполнить обе ветки газопровода "Южный поток"?



Тимур Хайруллин : Здесь в принципе стоит говорить о двух моментах. С одной стороны, будет ли востребован газ Газпрома. Об этом вопросе беспокоиться не стоит в связи с тем, что добыча газа в Северном море снижается, соответственно, освободятся ниши, которые сможет занять Газпром. С другой стороны, существует вопрос о том, сможет ли Газпром так нарастить добычу, чтобы увеличить свои поставки и заполнить обе трубы. Здесь, в принципе, можно говорить о том, что, с одной стороны, Газпром может перераспределить свои поставки газа, то есть сейчас Газпром во многом зависит от отношений с Украиной, потому что большая часть газа, которая идет на экспорт в Европу, поставляется через территорию Украины. Соответственно, это сопряжено с определенными рисками. В ситуации, когда будут построены альтернативные газопроводы, то есть "Северный поток", "Южный поток", Газпром сможет диверсифицировать направление поставок и сделает свою ситуацию более стабильной. При этом я уверен, что Газпром имеет возможности нарастить добычу. Этот вариант вполне реализуем. Более того, также возрастает роль независимых производителей газа, которые, соответственно, будут поставлять газ для удовлетворения внутренних потребностей России, а Газпром сможет сосредоточиться на экспортном канале.


XS
SM
MD
LG