Ссылки для упрощенного доступа

Экологи о новом руководителе Росприроднадзора


Ирина Лагунина: Новым руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования после отставки Сергея Сая стал Владимир Кириллов. Ранее он занимал должность губернатора Ленинградской области. Это назначение вызвало негативную реакцию негосударственных экологических организаций: по данным российского отделения «Гринпис», например, Владимир Кириллов был замечен в серьезных природоохранных нарушениях. О том, как будет меняться российская экологическая политика в ближайшее время, с представителями экологических организаций беседовала Любовь Чижова.



Любовь Чижова: Начало нового года Российская Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, или Росприроднадзор, встречает с новым руководителем: бывший глава ведомства Сергей Сай попросился в отставку еще в прошлом году, 21 января его прошение было подписано главой правительства Виктором Зубковым. Вслед за уходом Сергея Сая последовала еще одна просьба об отставке: заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь, несогласный с кандидатурой нового начальника, направил прошение министру природных ресурсов Юрию Трутневу. Министр отставку не принял, и Митволь пока остается на своем посту. Сразу после назначения бывшего губернатора Ленинградской области Владимира Кириллова на пост главного эколога сайт организации « Гринпис» написал о его небезупречной экологической репутации. По данным экологов, имя экс-губернатора связывают с незаконным выделением земель из лесного фонда коммерческой фирме «Констанция» в Выборгском районе. Вот как объясняет свое нынешнее положение в Росприроднадзоре Олег Митволь….



Олег Митволь: Мою отставку не приняли. Я считаю, что до принятия окончательного решения я единственно достойным образом выразил свои возражения. Соответственно, доводы министра, по которым он не принял мое желание уволиться, были, что мы служим не Саю, не Кириллову и не другим бывшим руководителям Росприроднадзора, а мы служим Российской Федерации. Я посчитал, что я как заместитель руководителя Росприроднадзора знаю свои обязанности, знаю ситуацию, я один из самых старых руководителей этой системы. Я, наверное, принесу пользу своему государству, работая на этой должности. Конечно, есть некоторые вопросы, но я постараюсь работать, а дальше посмотрим. Какие планы? Планы работать.



Любовь Чижова: Если возвращаться к началу истории, почему вы решили уйти со своего поста и как относитесь к назначению Владимира Кириллова?



Олег Митволь: Я хочу сказать, что теперь после того, как это решение состоялось, распоряжение премьера подписано, мне комментировать это не очень корректно. До того, как это решение состоялось, я свое отношение к этому выразил. Дело в том, что основанием для той ситуации была информация, опубликованная на очень многих интернет-ресурсах, в том числе на сайтах Гринпис – это самая крупная на сегодняшний день природоохранная организация международная. Они действительно проявляют во всех ситуациях принципиальную природоохранную позицию. Я таким образом согласился с их позицией. Но в связи с тем, что мое прошение не было удовлетворено, после того, как решение председателя правительства состоялось, я работаю на своей должности.



Любовь Чижова: Вопрос о российской экологической политике довольно глобальный.



Олег Митволь: Я могу сказать, что каждый человек на своем месте может делать что-то полезное. Я считаю, что я делал полезное и этому есть объективные подтверждения, делаю полезное и если смогу продолжать приносить пользу, я ее буду приносить.



Любовь Чижова: Это был заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь. Российские неправительственные экологические организации резко раскритиковали назначение на должность главы Росприроднадзора Владимира Кириллова. Говорит представитель «Гринпис» в России Евгений Усов…



Евгений Усов: Вообще, нам кажется, что в нашем богатом на умы государстве есть более приемлемые кандидатуры. Есть некие темные пятна у этого государственного чиновника. В частности, когда он был главой администрации Выборгского района Ленинградской области, было незаконное выделение земель под строительство коттеджей некоей структуре «Констанция» и в связи с этим даже возбуждалось уголовное дело. Его имя связано с возбуждением уголовного дела именно относящегося к экологическим правонарушениям. Кроме того он курировал силовой блок в правительстве Ленинградской области, когда он был первым вице-губернатором. Например, научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре сообщал, что в то время в Ленинградской области уровень экологической преступности был одним из самых высоких в стране. Это тоже как-то характеризует его деятельность, потому что не могут такие вещи проходить мимо него. Наверняка был об этом осведомлен и должен был предпринять соответствующие меры. Но насколько я понимаю, решение уже принято. И если это будет развиваться в том направлении, как предполагается, и будет создан некий отдельный независимый государственный орган по экологическому контролю, мы могли бы только пожелать, чтобы не возникало подобных ситуаций. Потому что ситуация с экологическим правопорядком, ситуация с соблюдением законов по охране природы в крайне плачевном виде сейчас в стране и тут нужно очень серьезно начинать заниматься.



Любовь Чижова: Евгений, как вы думаете, а почему правительство не устроила кандидатура бывшего руководителя Росприроднадзора Олега Митволя? Насколько я знаю, у вас с ним были какие-то деловые отношения.



Евгений Усов: Да, конечно, мы не могли существовать совершенно обособленно друг от друга, все-таки занимаемся, наша работа лежит практически в одной плоскости. Только единственное, что он государственный человек, государственный чиновник, а мы общественная организация, конечно, совершенно разная специфика, но проблема одна и та же – экологические проблемы нашей страны. Сложно сказать, устраивала или не устраивала кандидатура Митволя, может быть он сам не хотел на такую должность, может быть посчитали, что нужен более управляемый, осторожный человек. Это очень сложно предположить. Хотя, конечно, решение принимается чаще всего не только исходя из точки зрения какой-то кадровой необходимости, но наверняка учитываются политически нюансы. Это достаточно сложная и далекая от нас практика.



Любовь Чижова: Смена руководителя Росприроднадзора изменит ли в принципе российскую экологическую политику?



Евгений Усов: Конечно, в определенной степени от человека многое зависит, тем более, если человек будет наделен достаточными полномочиями. Но все равно, так как структуры все объединены в правительстве Российской Федерации, конечно, любой чиновник должен соблюдать правила игры. Если правила игры будут изменяться только на словах, в качестве рекламы, как сейчас говорят, вот надо ужесточать экологический надзор, заниматься экологическими проблемами, если это будут только слова, то ничего не изменится. Нужны реальные движения, реальные подвижки, в том числе и юридические, кадровые, в том числе в практической работе. Если этого не будет, то ничего не сдвинется.



Любовь Чижова: Как вы думаете, кто бы теоретически мог возглавить Росприроднадзор?



Евгений Усов: Это довольно сложно. Но мне кажется, что если такой проблемой стали заниматься на самом высоком уровне, Медведев поднял эту тему, что надо создавать новый мощный контрольный орган, который занимался бы экологическими проблемами, то, наверное, главой его нужно было бы поставить человека достаточно известного, чтобы и люди, и экологические организации, и научные организации о нем знали и относились к нему с определенной долей доверия. Должен быть, конечно, и достаточно умелым бюрократом в лучшем смысле этого слова, то есть держать структуру в руках, а не только пытаться что-то сделать такое популистское. Я думаю, таких людей довольно много можно было бы найти и в научной среде, и среди специалистов, которые связаны с экологическими проблемами чисто технически. Я думаю, таких много можно было бы найти. К сожалению, нас не спрашивают.



Любовь Чижова: С Евгением Усовым из российского отделения «Гринпис» согласен и Алексей Яблоков из партии «Зеленая Россия»: Олег Митволь, чья дальнейшая деятельность в Росприроднадзоре – вопрос далеко не закрытый, был едва ли не единственным российским чиновником, который действительно пытался изменить экологическую ситуацию в стране. Ну, а к смене руководителя Росприроднадзора Алексей Яблоков относится философски: по его мнению, реально изменить экологическую политику в России может только президент, если захочет…



Алексей Яблоков: Все прошлые руководители Росприроднадзора не имели никакого отношения к экологической политике, они были странными фигурами, которые фактически, я не могу сказать ни с Саем, ни с другими руководителями Росприроднадзора, никакой публичной экологической политики не было. Может быть какие-то они подавали документы секретные, но обществу об этом было ничего неизвестно. Единственная публичная политическая фигура – это Митволь. Он остается пока, но а дальше посмотрим. Понимаете, одного Митволя не хватает, чтобы изменить экологическую политику России. Он как раз подчеркивает, его деятельность подчеркивает, насколько вся остальная политика и вообще общая политика государства антиэкологична. Потому что он единственный, который на видимом уровне говорит – надо соблюдать экологические законы и так далее, последовательно выполнять. Все остальные этого не делают, не говорят, не соблюдают и принимают решения, которые идут против законов, решения, которые ухудшают ситуацию экологическую. В этом году вступил в силу водный кодекс, лесной кодекс и гражданский кодекс, эта троица окончательно похоронила государственную экологическую экспертизу. И что, как теперь действовать дальше? В городах экологической экспертизы нет, в лесах нет, на водных объектах нет. Как обществу соблюдать закон об охране окружающей среды, поскольку инструмент экологической экспертизы был основным инструментом для соблюдения конституционных требований, право граждан на охрану окружающей среды, на благоприятную среду. Так что я не вижу никаких изменений от того, что произошло. Сняли одного начальника, другого начальника назначили, одного офицера ФСБ сняли, назначили другого офицера ФСБ. Ничего не изменится.



Любовь Чижова: Алексей Владимирович, второго марта президентские выборы. Как вы думаете, новый российский президент будет уделять больше внимания экологической политике? Не так давно Дмитрий Медведев в своем выступлении говорил о том, что надо больше будет уделять внимания вопросам экологии.



Алексей Яблоков: Вопрос на засыпку, потому что никто не может сказать, Господь Бог может заглянуть вперед и сказать, будет уделять или не будет. Я, например, могу сказать, что я очень обрадовался, когда Медведев выступал, и об этом сообщили средства массовой информации, в Челябинске, сказал, что надо восстанавливать единый орган по охране окружающей среды, по экологии. Положение плохое, на это надо обращать внимание, на это недостаточно обращалось внимания. Все эти слова были замечательными. Я очень ждал, что в своем первом объемном представлении обществу, который он сделал в докладе в Манеже на тусовке, специально для этого созданной для его доклада, он не сказал ни слова об экологии. Это так расходится с тем, что он говорил в Челябинске неделю назад. Теперь посмотрим, проверка на вшивость – это будет Совет безопасности. В конце этого месяца должен быть Совет безопасности, который посвящен экологическим проблемам, посмотрим, что они решат. Первым должно быть восстановление независимого экологического органа. Если это будет сделано, то это будет видимый поворот в этом направлении. Если это не будет сделано сейчас, тогда остается надежда, что берегут такой подарочек обществу всему ближе к вступлению в должность или сразу после вступления в должность. Комитет по экологии был ликвидирован чуть ли не первым указом президента Путина, после того как он стал президентом. В марте он стал президентом, а в апреле комитет по экологии был ликвидирован. Надежды юношей питают. Посмотрим. Я очень надеюсь, что поворот произойдет, потому что куда дальше ехать? Цена экологического неблагополучия, которую платит Россия, она непомерна. И то, что эту цену никто не хочет из власть имущих, из Кремля принимать всерьез, показывает на их близорукость. Потому что число людей, погибающих по экологическим причинам, 490 тысяч человек в год, превышает многократно погибающих на дорогах – 35-40 тысяч, погибающих от пьянства – 40 тысяч, погибающих от наркомании, расчеты такие, что 80 примерно тысяч. Вот вам, пожалуйста, масштабы проблемы, а их Кремль не видит и не хочет видеть. Посмотрим, что будет делать новый президент.



Любовь Чижова: Это было мнение известного эколога Алексея Яблокова из партии «Зеленая Россия». Какой будет российская государственная экологическая политика в ближайшие годы – решится сразу после мартовских президентских выборов. Специалисты по охране природы опасаются, что экологическая карта разыгрывается политиками перед выборами, но надеются на лучшее.


XS
SM
MD
LG