Ссылки для упрощенного доступа

Молодежное движение "Наши" сокращает свои ряды


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.



Александр Гостев: Крупнейшее пропрезидентское молодежное движение "Наши" начинает кардинальное преобразование, а, по сути, сокращение своих рядов. Уже решено закрыть абсолютное большинство региональных отделений проекта. Активисты "Наших" говорят о смене курса и переквалификации из борцов с возможной "оранжевой революцией" в участников неких спецпроектов. Политологи и молодые политики, оппозиционные путинской молодежи, уверены - проект заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова заканчивает свою деятельность за ненадобностью в сложившейся политической ситуации в России.



Максим Ярошевский: "Движение "Наши" начало делиться на самостоятельные общественные проекты", пишет сегодня газета "Коммерсант". На закрытом съезде молодых сторонников действующего президента принято решение о закрытии целого ряда региональных отделений. На деле из почти 50 работать остается всего пять: владимирское, ивановское, тульское, воронежское и ярославское отделения. Все, кто остался за бортом проекта, в будущем все же смогут участвовать в некоторых акциях "Наших". Точнее, проявлять себя в так называемых спецпроектах - "Наша армия", "Добровольная молодежная дружина", "Православный корпус", "Уроки дружбы". Узнать, что конкретно изменится в движении и с чем связаны столь кардинальные перемены, не удалось. Мобильный телефон нового лидера "Наших" Никиты Боровикова оказался заблокированным. Тратить огромные деньги на такую машину в нынешней России не имеет никакого смысла, считает лидер молодежного


"Яблока" Илья Яшин. Хотя он и не исключает, что когда-то этот управляемый Кремлем механизм реанимируют.



Илья Яшин: Ближе к выборам стало понятно, что никакой "оранжевой революции" не будет, но, тем не менее, ружье зарядили, оно должно было выстрелить. Ну, выстрелило. Теперь эта дорогостоящая игрушка больше никому не нужна, и финансировать ее, тратить на нее финансовые, административные, интеллектуальные ресурсы совершенно точно никому не нужно. Толпы мальчиков и девочек в одинаковых футболках сегодня уже не столь актуальны, потому что политическая ситуация меняется совершенно по другим сценариям. Постепенно движения будут сливать. Я думаю, что фактически запущен процесс ликвидации этого движения. Теоретически его будут реанимировать при необходимости, но постепенно, со временем это будет делать все труднее. Уход Василия Якеменко, проблемы с правоохранительными органами, которые начали неожиданно задерживать активистов на акции, резкое сокращение региональных отделений, резкое сокращение их финансирования - все это напоминает сценарий ликвидации движения "Идущие вместе", о котором уже мало кто вспоминает. Если завтра неожиданно 50-70 тысяч человек под оппозиционными лозунгами организуют бессрочный митинг у Кремля, будут требовать отставки действующего президента, правительства, тогда, конечно, необходимость в движении "Наши" снова возникнет. Тогда снова в них вбухают огромное количество денег, огромное количество ресурсов и будут возить на автобусах, на поездах в Москву.



Максим Ярошевский: Лидер леворадикальных революционеров из "Авангарда красной молодежи" Сергей Удальцов давал интервью по дороге в суд. Строительная компания "Дон-строй" судится с участниками акций протеста против точеной застройки в Москве. Несколько минут, чтобы высказать свое мнение относительно "Наших", у оппозиционера нашлось.



Сергей Удальцов: Просто поддержка президента Путина, его курса, это не взгляды, это конъюнктура. В общем-то, еще тогда были такие мысли, что данное движение недолговечно. Конъюнктурные проекты, связанные с выборами, с преемственностью власти, создали своего рода штурмовые отряды, а самое главное - лидеры, как говорится, заработали деньги, сделали свой бизнес, кто-то попал в кресло Государственной Думы, кто-то в региональный парламент. То есть это такой конъюнктурный был бизнес-проект для руководителей, не имеющий под собой какой-то серьезной идеологической основы. Поэтому, безусловно, такой проект не мог быть долговечным, и то, что сейчас происходит, на мой взгляд, абсолютно закономерно. Это прогнозировалось, я абсолютно этому не удивлен.



Максим Ярошевский: Политолог, руководитель аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин сравнивает кремлевский молодежный проект с мыльным пузырем. Его кончина была предсказуема по нескольким причинам.



Дмитрий Орешкин: С самого начала не обольщался насчет перспектив "Наших". Мне казалось, что это искусственное образование, которое создано для того, чтобы под страхом "оранжевых революций" осваивать достаточно крупные бюджеты. Нет и не может быть в современной России мощных молодежных движений просто потому, что для этого нет демографической базы: молодежи мало, молодежь очень ориентирована на деловой успех, много есть рабочих мест, много есть мест, где можно учиться. Поэтому в политике она не вырвется какой-то там экстремальной массой.


Что касается "оранжевых революций", то предельно понятно, что это было вовсе не молодежное движение. Это было общегражданское движение, там были и бабушки, и дедушки, и люди среднего возраста, ну и молодежь, естественно. Так что с самого начала это был пузырь, выдутый кремлевской администрацией непонятно, с какими целями. Понятно было, что раньше или позже этот пузырь сдуют.



Максим Ярошевский: Активистов движения "Наши", которые свято верили в слова своих старших начальников, банально обманули, уверен Дмитрий Орешкин. Обещала партия власти предоставить подрастающему поколению места, как в Государственной Думе, так и в региональных парламентах. На деле рабочие кабинеты старшие товарищи молодежи не отдали.



Дмитрий Орешкин: Понятно было, что членов этого движения, элегантно выражаясь, кинут, собственно говоря, уже кинули. Я напомню, что господин Грызлов заявлял, что для молодежи "Единой России" зарезервировано 20 процентов мест, в том числе для политически активной молодежи, в парламенте и в парламентах регионов. Даже если считать молодежью людей моложе 35 лет, то в депутатском корпусе "Единой России", который состоит из 315 человек, моложе 35 лет всего около двух десятков людей, включая Светлану Журову, прочих фигуристов и одного-двух лидеров "Наших". То есть на самом деле, как и следовало ожидать, большие дяди вовсе не захотели расставаться со своими местами в парламенте ради какой-то там молодежи. Грубо говоря, ее использовали и сказали, спасибо, съемки окончены, все свободны. Всех рядовых членов просят больше не беспокоиться. Им выдали по майке, им выдали по кепке и у них остались замечательные воспоминания о том, как они из своей Пензы приехали в столичный город и постояли на Ленинском проспекте целых несколько часов. Это, конечно, похороны проекта. Дети 1985-1987-х годов уже выросли, получили образование понемножку и теперь ищут себя в новой жизни, причем хорошо ищут, они могут получить хорошую зарплату, хорошую, интересную работу. Им совершенно неинтересно стоять в очереди за какими-то там политическими пряниками. То через год-два приходит на сцену новое поколение, тщедушное и слабое, в количественном отношении неизобильное, из них сделать какую-то политику вообще немыслимо.



Максим Ярошевский: Добавляет яблочник Илья Яшин.



Илья Яшин: "Наши" - это такая современная комсомольская идеология в самом худшем ее проявлении, такой неокомсомол. В чем специфика комсомола? В единомыслии, когда людей наряжают в одинаковые маечки, выстраивают строем и заставляют выполнять какие-то одинаковые действия. И агрессия. Вот агрессия, нетерпимость - это главная характерная особенность такого явления, как "нашизм". Вот это вещь очень опасная, я считаю, для нашей сложной политической ситуации, для сложного исторического периода в России. Поэтому движение "Наши" сыграло крайне негативную роль для развития политической ситуации, для формирования мировоззрения моего поколения. Поэтому я очень рад тому, что оно постепенно прекращает свое существование.



Максим Ярошевский: Официальный сайт движения "Наши" о реорганизации своих рядов ничего не пишет. Вчера "Наши" провели в Москве акцию под названием "не убий" против абортов. На Интернет-странице они продолжают обсуждать вопрос лишения комиссаров движения возможности их въезда в страны Шенгенского договора.



XS
SM
MD
LG