Ссылки для упрощенного доступа

Репортаж с нью-йоркской ярмарки яхт.





Александр Генис: Когда в Нью-Йорке зима, и до лета - как до неба, горожане, кутаясь в шарфы (но, конечно, не в меха), собираются на гигантскую торговую выставку водного транспорта, чтобы прицениться к покупке или – что чаще - просто помечать о ней.


Дело в том, что яхта - квинтэссенция американской мечты. Нарядная и фантастическая, как «алые паруса» из Александра Грина, она попала в Новый Свет из Старого в виде несвойственного Америке аристократического пережитка. Только обычная для нуворишей энергия помогла тогда еще совсем молодой Америке освоить королевский спорт.


Впрочем, в сознании американцев яхта связана не со спортом, а с деньгами. Она - знак абсолютного богатства, символ недоступности, знак запредельности, очищенная от всякого прагматизма «вещь в себе». Яхта всем желанна, потому что никому не нужна.


Вынужденные в своем большинстве жить без яхт, американцы обходятся суррогатами. Прибрежные воды Америки густо населяют бесчисленные виды лодок. Буйное разнообразие этой водной «фауны» смиряется лишь необходимостью держаться на плаву: заурядные моторки, романтические парусники, семейные катера с камбузом, бешеные скутеры-сигары, степенные понтоны для рыбной ловли - все эти «яхты для бедных» верно служат Америке компромиссом между мечтой и действительностью.


Страны и народы сближает необходимое и разделяет лишнее. Если в России повсеместная роскошь - дача, то в Америке - «яхта», обычно взятая в кавычки. Как только у американца появляются свободные деньги, он норовит обменять их на что-нибудь плавучее. Страсть Америки к воде глубока и таинственна, как и любая другая любовная связь. Шутка сказать, вся страна живет на пляже - четыре пятых американцев поселились на берегах двух великих океанов и пяти не менее Великих озер.


Американец, как Петр Первый, всегда готов бороться за выход к морю, или - хотя бы - за вид на него. Вода стоит дороже земли, прибрежный участок ценится выше золотого прииска, причал на Гудзоне стоит больше даже манхэттенского гаража.


Этот атавизм - «земноводность» Америки - нельзя объяснить только экономическими или политическими обстоятельствами. Скорее причины следует искать в островной психологии Нового Света. Ведь американцы и правда живут на острове, огромные размеры которого не отменяют его внутренней сути - географической затерянности и исторической заброшенности.


Не от того ли мечтают американцы о яхте, что с ее палубы можно убедиться в том, что их родина - часть суши, окруженная водой.


Вот за этим – за «видом с моря» – и приходят в разгар зимы ньюйоркцы на лодочное шоу в Джавиц-центр, откуда ведет репортаж корреспондент «Американского часа» Юлия Валевич.



Юлия Валевич: В огромных стеклянных павильонах Центра Джейкоба Джавица, расположенного в одном блоке от Гудзона, на 35-й улице и 12-й авеню, как правило, проводятся выставки международного масштаба: художественные, автомобильные, кулинарные. National Boat Show – первая выставка водомоторной техники в 2008 году. Она организована Национальной организацией производителей яхт и катеров: на территории в сорок тысяч квадратных метров свои новинки представляют более 300 компаний. От роскошных круизеров, до простых моторных лодок, байдарок, каяков, каноэ, и всевозможных аксессуаров - здесь можно купить все, что хоть как-то связано с водой. У микрофона - главный менеджер выставки Майкл Даффи.



Майкл Даффи: Нью-йоркской выставке лодок уже 103 года. Это - самое старое в мире «боут-шоу», оно существует с 1905 года, и привлекает от 75 до 80 тысяч посетителей ежегодно.



Юлия Валевич: В основном, - рассказывает Майкл, компании, участвующие в выставке, - местные, более 150 из них расположены в штате Нью-Йорк. Это - дилеры, продавцы электроники, одежды, бижутерии, всего, что хоть как-то связано с водным спортом. Ну, а лодки здесь есть для любого бюджета и стиля жизни: от трехсотдолларового каяка, до королевы выставки - 17-метровой моторной яхты «Сансикер Портофино 53». Это судно со всеми удобствами было построено в Лондоне, и транспортировано в Нью-Йорк для представления на первом бот-шоу в новом году. Полностью экипированная, такая яхта стоит миллион четыреста тысяч долларов. Возле «Сансикера Портофино» народу особенно много. Внутри эта яхта напоминает роскошные апартаменты, обставленные по последней моде: ковры, бар, фаянсовая посуда, горячая и холодная вода, керамические электроплиты, холодильники, телевизоры во всех каютах, радио, CD-проигрыватели и DVD в салоне. За такие деньги и управление, естественно, полностью автоматическое, то есть и едет сама, и глубину измеряет, и якорь поднимает, да еще обладает, как сказано, исключительной маневренностью. Стоит ли добавлять, что для путешествия на такой красавице, не лишними окажутся и украшения в виде морских звезд или всевозможных ракушек, сделанные из настоящих кораллов, жемчуга или бриллиантов, которые можно купить здесь же, на выставке.


Правда, меня и моих друзей из Москвы, приехавших погостить на две недели в Нью-Йорк, больше заинтересовали всевозможные рыбацкие снасти и аксессуары, все-таки напрямую связанные с водным спортом: спасательные шлюпки с крышей и окнами, небьющиеся, под хрусталь, стаканы, или сухие супы, при наличии которых даже рыбу ловить не надо, в пакет уже входит все, что нужно для отменной ухи - включая рыбу.



Майкл Даффи: Я работаю на пяти бот-шоу ежегодно. Организовываю лодочные выставки в Балтиморе, в Атлантик-Сити, где экспозиция яхт и катеров начнется в следующем месяце, и в Майями. А бот-шоу в Майями, надо сказать, самое большое на западном побережье. Что касается Нью-йоркской выставки, с которой все начинается, то посетители по ней определяют, что нового будет в этом сезоне. Национальная ассоциация яхтинга, которую я представляю, проводит 25 шоу ежегодно в Северной Америке и Канаде, а всего в Америке проходит более двухсот лодочных выставок в год.



Юлия Валевич: Майкл, у которого ирландские и польские корни, увлекается водным спортом с детства, но какой именно яхте или катеру отдаст предпочтение в этом году, еще не решил.



Майкл Даффи: Я как раз сейчас думаю, что купить, потому что прежний свой, прогулочный катер, продал, а новый еще не приобрел. Но, как я уже говорил, здесь есть судна для любого бюджета и стиля жизни. Каждое из них мне нравится - красивые, удобные, практичные. Я хотел бы иметь все.



Юлия Валевич: У Майкла есть и собственный дом, и собственный причал. А если нет ни того, ни другого, можно жить прямо на борту своей лодки, будь то яхта или катер, так называемый хаус-боут, прямо в центре Манхэттена, на 79-й улице. Там для этого есть специальная «марина», как в Америке называют стоянки для лодок. Дорого, конечно, но яхтинг вообще дорогое удовольствие. Тут мой собеседник неожиданно рассмеялся.



Майкл Даффи: Знаете, я давно уже обратил внимание, что на подобные шоу приходит много молодых женщин, которые надеются здесь встретить богатых женихов. И самое интересное, что и правда встречают. У нас в прошлом году даже был такой сервис, «боут-дейтинг», когда одинокие судовладельцы искали себе пару на интернете, основываясь на ее любви к морским путешествиям.



Юлия Валевич: Чарльз Мелчнер познакомился со своей будущей женой не на интернете, а на своей собственной марине, которой владеет уже 39 лет.



Чарльз Мелчнер: Мне повезло в жизни. Я родился и вырос в Нью-Джерси, на берегу океана, где вся моя жизнь была связана с водой, с лодками. Здесь же познакомился со своей будущей женой Патти, которая поначалу не могла отличить яхту от катера, а теперь любит водный спорт даже больше, чем я. Теперь мы и работаем, и путешествуем вместе. Мы - счастливая пара.



Юлия Валевич: Патти, которая значительно моложе мужа, вспоминает, как Чарльз сделал ей предложение.



Патти Мелчнер: Все было очень романтично. Мы рассматривали фотографии моторных яхт на интернете, новинки с последнего боут-шоу. Чарльз объяснял достоинства каждой из них. Но если честно, они все казались мне одинаковыми, пока не появилась фотография яхты с моим именем. «А это что?» – спросила я Чарльза. – Это свадебный подарок, сказал он, твоя собственная лодка. Так он увлек меня яхтингом, и эта любовь, как и любовь к Чарльзу, уже на всю жизнь.



Юлия Валевич: Чарльз рассказывает, что с каждым годом они продают все больше яхт и катеров. В основном, семьям. А поскольку этот бизнес у него уже 39 лет, то лодки у него сейчас покупают уже дети первых его покупателей. Хотя любовь к яхтингу покорна всем возрастам.



Патти Мелчнер: Мы продали сегодня роскошный круизный катер джентльмену, которому уже было за семьдесят. Он опытный в этом деле человек, и это, конечно, была не первая его лодка. Но вы бы видели, какие у него были глаза, счастливые, как у ребенка, который получил долгожданную игрушку.



Юлия Валевич: Любовь к водному спорту, переходит из поколения в поколение, говорит Майкл.



Майкл Даффи: Исследования показывают, что дети, которые вырастают в семьях, увлекающихся яхтингом, добиваются в жизни больше, чем другие дети. Они дисциплинированнее, увереннее в себе, они - прирожденные лидеры.



Юлия Валевич: Молодому красавцу по имени Роберт выставка, в общем-то, понравилась, но, говорит он...



Роберт: Мне кажется, здесь очень мало представлено люксовых яхт. Кроме «Сансикера Портофино», еще только три яхты, длина которых превышает 15 метров. Это «Си Рэй 52», «Азимут 50» и «Силвертон 50». У меня было много яхт, и сейчас есть, но я ищу яхту побольше. К сожалению, здесь я ничего для себя не нашел.



Юлия Валевич: Роберту было пять лет, когда отец взял его с собой в путешествие на своей яхте. С тех пор прошло тридцать лет, он давно уже стал успешным бизнесменом, и убежден, что именно благодаря тому, что с детства увлекается яхтингом.



Роберт: Яхтинг, лыжи и гольф – вот три хобби, которые отличают преуспевающего человека.



Юлия Валевич: Мне выставка тоже понравилась, а вот мои московские друзья, выйдя на улицу, обронили свою дежурную фразу, которую я за две недели уже не раз от них слышала: «Хорошо, конечно, но что-то у вас в Нью-Йорке все очень дешево».



Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG