Ссылки для упрощенного доступа

«Такие дома нам мешают»: свердловскому губернатору дороги не всякие памятники


Новому строительству в Екатеринбурге мешает "бюрократическая стена" вокруг архитектурных памятников
Новому строительству в Екатеринбурге мешает "бюрократическая стена" вокруг архитектурных памятников



В минувшую пятницу губернатор Свердловской области Эдуард Россель публично заявил, что не может пробить чиновничью стену в вопросе снятия с некоторых старинных зданий статуса памятника архитектуры. А накануне пришло сообщение, что руководитель Свердловского управления Россвязьохранкультуры Владимир Жернов временно отстранен от занимаемой должности. Связаны ли между собой эти два факта, и в чем суть проблемы?

По данным пресс-службы Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия России, Владимир Жернов отстранен от дел в связи с судебным разбирательством. Сотрудники Свердловского управления Росохранкультуры никак не комментируют эту информацию. Известно лишь, что с утра в среду они собрались на экстренное совещание, после чего их телефоны не отвечают.


Не комментируют охранники памятников и заявление губернатора Эдуарда Росселя, сделанное в минувшую пятницу на традиционной пресс-конференции. Там господин Россель сказал, что в августе прошлого года им было направлено письмо главе Роскультуры Михаилу Швыдкому с предложением - снять с более чем полусотни старинных зданий статус памятника архитектуры. Губернатор утверждал, что многие из них считаются памятниками лишь потому, что «дом, где какой-то партийный лидер две ночи переночевал - это уже памятник. Такие дома нам мешают», - сказал Россель, - и в таких домах люди живут в нечеловеческих условиях». «Пилотный вариант» в Екатеринбурге уже есть - в старинный фасад встроили современное здание. Но на этом все остановилось.


«Если вы признаете это памятниками, выделяйте деньги, восстанавливайте. Я предложил такой вариант - и сохранили архитектуру, и решили современные проблемы застройки нашего города. Бумага эта ходит. Потому что, чтобы там что-то решить, это надо до колен исходить ноги. К этому пришел, он тебя послал туда. Ты сходил туда, тебя послали в другое место. И ты ходишь 50 раз туда-сюда, а потом к последнему приходишь, говорят, что ты изначально неправильно все делал, и начинаешь снова. Вот технология», - говорит Эдуард Россель. Кроме того, он отметил, что саммит Шанхайской организации и сотрудничества в 2009 году никто не отменял, и «надо бы поторопиться с решениями».


Другого мнения относительно старинных построек придерживаются городские охранники памятников. Говорит директор екатеринбургского Центра по охране и использованию исторического и культурного наследия Вячеслав Опарин: «Мое отношение - отрицательное. Если мы будем избавляться от предметов, которые нашу историю зрительно воспроизводят, то как будто город наш чистая пустыня, и до этого здесь никто не жил. Взятые под охрану предметы культуры должны охраняться государством. По закону так и есть. Исходя из этого, и государство, как собственник, должно вкладывать туда деньги. Не превращать их в те развалины, в которых они сейчас существуют, а защищать их от недобросовестных застройщиков, которые их разрушают. А на самом деле все происходит наоборот».


В словах директора екатеринбургского Центра по охране исторического и культурного наследия Вячеслава Опарина и губернатора Росселя лишь одно сходство - если государство объявило здание памятником архитектуры, то его действительно нужно охранять. А значит - выделять средства на действенную его охрану и искать пути сохранения памятника или хотя бы его части для потомков. Не исключено, что отставка руководителя Свердловской Росохранкультуры Владимира Жернова и есть вариант «проламывания бюрократической стены» в вопросе о культурном наследии.



XS
SM
MD
LG