Ссылки для упрощенного доступа

Завершается кинофестиваль в Роттердаме


Программу ведет Дмитрий Волчек . Принимает кинокритик Андрей Плахов.



Дмитрий Волчек : Завершается кинофестиваль в Роттердаме. Наверное, самый крупный в мире фестиваль некоммерческого кино. Его программу смотрит кинокритик Андрей Плахов.


Андрей, добрый вечер! В последние годы в Роттердаме появились, можно сказать, тревожные тенденции. Были проблемы с финансированием, два раза за короткое время менялся директор фестиваля. Чувствуются ли какие-то перемены в программе этого года или, может быть, в атмосфере фестиваля?



Андрей Плахов : Добрый вечер! В атмосфере фестиваля особых перемен я не заметил, в программе тоже. Дело в том, что программа в Роттердаме настолько обширна, что по существу каждый зритель и каждый участник фестиваля может сформировать свою собственную программу, и они будут абсолютно разные. Они могут просто не пересекаться. Это как будто бы мы побывали на разных фестивалях. Я думаю, что эта программа даже чересчур обширна, слишком много фильмов. Здесь порядка 1000 фильмов, считая короткомитражки. Это больше, чем в Канне, я думаю. С одной стороны, это говорит о представительности фестиваля, а, с другой стороны, это создает некое такое пространство, уже не осваемое. И в какой-то степени теряется в этом пространстве и атмосфера фестиваля, и концепция программы. В этом смысле, я думаю, что фестиваль, действительно, переживает некий переходные период или какой-то период неопределенности. Возможно, появление нового стабильного директора могло бы все-таки придать большую ясность концепции фестиваля.



Дмитрий Волчек : В конкурсной программе, как правило, нет очень громких и общеизвестных имен. Это как раз задача фестиваля - открывать новых режиссеров. Были ли какие-то открытия на этот раз?



Андрей Плахов : Да. Прежде всего, программа фильмов, которые претендуют на "Тигровые награды", то есть это первые и вторые фильмы молодых режиссеров. Например, была картина "Король пинг-понга" Йенса Йонссона, шведского режиссера. Правда, это не открытие роттердамского фестиваля. Потому что только что эта картина была награждена в Санденсе, но, тем не менее, это европейская премьера. Картина привлекла внимание и заставила говорить о том, что это интересный и перспективный режиссер. Много говорят также о фильме "Неба, земля и дождь" режиссера из Чили Хосе Луиса Торреса Леивы, который, уже сейчас известно, получил приз ФИПРЕССИ. Очень интересен "Шанхайский транс". Это картина голландского режиссера Дэвида Вербейка, снятая целиком на китайском языке в Шанхае, и показывающая облик этого быстрого, стремительно меняющегося на глазах города, самого крутого и модного восточного мегаполиса, на фоне жизни которого протекают локальные жизни молодых героев этой картины.


Кроме того, вне конкурсной программе тоже достаточно много фильмов, о которых можно говорить в той или иной степени интереса. И кинематографии разных частей мира представлены здесь тоже очень весомо. Например, японское кино, которое традиционно хорошо представлено в Роттердаме, в этот раз его представляют совершенно новые режиссеры, новые имена, которых до сих пор не было, которые уже пришли на смену известным роттердамских авторам. То же самое можно сказать о турецком кинематографе, который представлен несколькими фильмами с очень острыми социальными сюжетами. Таким образом, здесь есть, что посмотреть. Проблема только в том, чтобы выбрать какой-то правильный ориентир в этом огромном потоке фильмов.



Дмитрий Волчек: В этом году в фестивальной программе ретроспектива российского режиссера Светланы Проскуриной. Как восприняли ее фильмы в Роттердаме?



Андрей Плахов : Очень хорошо. Светлана Проскурина, режиссер явно недооцененный на родине. Для многих людей такого режиссера просто как бы не существует. Они не знакомы с ее кинематографом. Возможно, этот кинематограф, действительно, для как бы такого нормального кинопроката слишком утонченный, слишком специфичный. Но вот в Роттердаме он находит абсолютно то место, которое ему подходит, которое ему положено. Залы наполняются людьми. Люди очень активно и очень положительно реагируют. Этому были удивлены даже продюсеры фильмов Проскуриной, которые сами считали, что эти картины хорошие, но не кассовые. Оказалось, что они могут быть кассовыми в определенной ситуации. Роттердам - это как раз тот фестиваль, который показывает, что понятие мейнстрима, которым мы часто пользуемся в таких технических целях для определения определенного типа кино, что кинематограф не только не сводится к мейнстриму, но что вообще этот мейнстрим занимает довольно мало места в общем потоке кинематографа, который гораздо шире. И вот такие фильмы, как, предположим, той же Светланы Проскуриной, могут даже оказаться в каком-то смысле коммерческими, оказавшись в другой ситуации, в другой аудитории, при другой расстановке акцентов.



Дмитрий Волчек : Роттердам - первый крупный европейский фестиваль года. Ему на пятки наступает Берлин. Андрей, несколько слов, что интересного в этом году в программе Берлинале.



Андрей Плахов : В программе Берлинале как всегда тоже много разного и всякого. Но в отличие от Роттердама, мне кажется, что там программа более структурирована и более понятна, что ли. В этом смысле лучше знаешь, чего ожидать. Берлин известен также тем, что это фестиваль, если не политического, то политически корректного кино. Это также фестиваль больших фильмов на важные темы. Такие фильмы есть и в Роттердаме, но там они все-таки вписаны в несколько другой контекст. В Берлине же все это приобретает как бы больший масштаб.


В конкурсе мы увидим картину "Невс" (в оригинале она называется "Здесь будет кровь") Томас Пола Андерсона, известного американского режиссера, который уже был награжден в Берлине за фильм "Магнолия" "Золотым медведем". Видимо, это будет один из главных хитов фестиваля. Там будут также новые картины Майка Ли и других известных режиссеров. Но самое интересное опять-таки, как и везде, обнаружить новые имена, а не идти по следам уже известного. Есть надежда, что такие имена появятся в "Форуме", возможно в "Берлинской панораме". Эти программы достаточно обширны. Что-то наверняка интересное там будет, но в какой степени - это мы узнаем только уже оказавшись в Берлине.


Что касается российского кино, то там оно будет тоже представлено, но очень незначительно. Если в Роттердаме, помимо ретроспективы Проскуриной, были показаны и "Александра" Александра Сокурова, и "Груз 200" Алексей Балабанова, и "Ничего личного" Ларисы Садиловой, то есть фактически такие наиболее заметные и яркие фильмы прошлого года, созданные в России, то в Берлине нас будет представлять "Русалка" Анны Меликян в "Панораме". Фильм только что награжден за режиссуру в Санденсе. Это действительно один из интересных фильмов прошлого года. И в "Форуме" абсолютно новая картина "Нервана" - дебют Игоря Волошина. Интересный и экспериментальный фильм с необычным сюжетом и необычным эстетическим решением.



Дмитрий Волчек : Спасибо, Андрей!




XS
SM
MD
LG