Ссылки для упрощенного доступа

Корреспондент британской газеты «Файнэншл Таймс» взял интервью у Михаила Ходорковского


Михаил Ходорковский
Михаил Ходорковский

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.

Андрей Шарый: Британская газета «Файнэншл Таймс» сегодня опубликовала обширное интервью с Михаилом Ходорковским. Интервью взял у него в Чите в первые дни февраля в перерыве судебного заседания корреспондент газеты Нил Бакли. Это первое интервью бывшего главы ЮКОСа за последние пять лет - со времени его ареста в 2003 году.

Наталья Голицына: «Файнэншл Таймс» уделила интервью Ходорковского беспрецедентно большое место. Кроме распечатки самого интервью, газета поместила обширную статью под заголовком «Ходорковский все еще не покорен», редакционный комментарий, озаглавленный «Ссылка в Сибирь» и его подробную биографию. Газета пишет, что бывший глава ЮКОСа говорил с ее корреспондентом, находясь в железной клетке, во время 40-минутного перерыва в заседании Читинского городского суда, где слушалось новое дело по обвинению его в финансовых махинациях. Ходорковский заявил в интервью, что считает себя политическим заключенным и что главной проблемой современной России он считает отсутствие верховенства закона. По его словам, путинский режим использует закон для сведения счетов с политическими противниками. На вопрос, думает ли он, что Дмитрий Медведев сможет изменить сложившуюся ситуацию, Ходорковский ответил, что преемнику нынешнего президента это будет сделать непросто, и что этому будут препятствовать российские традиции, состояние умов в России и отсутствие сил, способных поддержать движение за верховенство закона. Тем не менее, он подчеркнул, что с оптимизмом смотрит на будущее России, и усомнился в том, что она скатывается сейчас в свое советское прошлое. «Люди могут свободно выезжать за рубеж, Интернет работает», - отметил он. Михаил Ходорковский убежден, что Россия - европейская страна с демократическими традициями, которые неоднократно прерывались, и что ей уготован европейский путь развития.

Международный редактор «Файнэншл Таймс» Квентин Пил в начале 90-х был корреспондентом газеты в Москве. Он знаком с Михаилом Ходорковским и несколько раз брал у него интервью. Квентин Пил - также автор редакционных статей в «Файнэншл Таймс».

Господин Пил, ваша газета отмечает в своей редакционной статье, что главное преступление Михаила Ходорковского в глазах российских властей заключается вовсе не в уклонении от уплаты налогов...

Квентин Пил: По сути дела, оно заключалось в том, что он был вовлечен в политику, став, по существу, политическим деятелем. Каждый российский олигарх, с которым мне приходилось говорить, в один голос утверждал, что предупреждение из Кремля было абсолютно четким: «Мы позволяем вам сохранять свои деньги при условии, что вы не будете вмешиваться в политику». Единственным человеком, который нарушил это негласное кремлевское правило, был Михаил Ходорковский.

Наталья Голицына: В той же редакционной статье «Файнэншл Таймс» отмечается, что даже в тюрьме Ходорковский представляет опасность для Владимира Путина. Почему?

Квентин Пил: Само отношение к нему тюремных властей, говорит о том, что он рассматривается как опасная фигура. Считается, что, несмотря на то, что у него отняли его компанию, он остается очень богатым человеком. Вряд ли можно сомневаться, что ему удалось сохранить, по крайней мере, часть своего состояния. Ходорковский очень умный и очень привлекательный человек. Потенциально он может стать определенной силой в российской политике. Конечно, этому препятствует то, что - как олигарх - он вряд ли приобретет популярность у простых русских людей: он для них слишком богат, к тому же они сомневаются в честности приобретения им капитала. И еще одна причина, по которой с ним столь жестко обращаются, - стремление Кремля на его примере предупредить других крупных российских бизнесменов не сметь вмешиваться в политику.

Наталья Голицына: В своем интервью Михаил Ходорковский заявил, что главная проблема современной России - отсутствие верховенства закона. Согласны ли вы с ним?

Квентин Пил: Да. Думаю, что это основа его критики нынешнего российского режима, и наша газета с этим согласна. Совершенно очевидно, что в России отсутствует независимая юридическая система, при которой самый простой и беззащитный человек мог бы рассчитывать на честное разбирательство в суде, даже если он обвиняет очень могущественного человека. И тот факт, что в России отсутствует такая система, - огромный общественный недостаток.

Наталья Голицына: И, тем не менее, Ходорковский заявил в интервью корреспонденту «Файнэншл Таймс», что с оптимизмом смотрит на будущее России...

Квентин Пил: Я покинул Москву в 1991 году, после трех лет пребывания там, и помню, как сказал тогда одному из своих друзей: «Я оптимистично смотрю на будущее России, однако понадобится, по крайней мере, два поколения, чтобы Россия стала тем, что я называю нормальной страной». В своей книге о России я подчеркнул, что в моем понимании два поколения - это 50 лет.

Наталья Голицына: Что вас более всего поразило при чтении интервью Михаила Ходорковского?

Квентин Пил: Говоря абсолютно откровенно, прежде всего то, как легко было поговорить с Ходорковским в суде, что, на мой взгляд, позитивный момент ситуации в сегодняшнего России. Нельзя было и мечтать взять такое интервью 20 лет назад. Это меня удивило. И другое, что поразило: Ходорковский и в тюрьме не утратил оптимизма, и это несмотря на то, что сохраняется опасность того, что он может оказаться на свободе лишь в очень преклонном возрасте, если учесть нынешнее к нему отношение.

Наталья Голицына: Говорил международный редактор газеты «Файнэншл Таймс» и автор ее редакционных комментариев Квентин Пил.

XS
SM
MD
LG