Ссылки для упрощенного доступа

Социолог Борис Дубин: Предстоящие президентские выборы - произвол власти, оформленный, как волеизъявление народа


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.



Алексей Кузнецов: Только 19% россиян склонны думать, что исход президентских выборов зависит от воли избирателей. Результаты опроса, проведенного аналитическим "Левада-центром" по заказу Радио Свобода и американской компании «ИнтерМедия Сервей Инститьют», наш корреспондент Вероника Боде обсуждает с Борисом Дубиным, заведующим отделом социально-политических исследований центра.



Вероника Боде: Почти 47 % россиян уверены, что вопрос о том, кто станет следующим президентом России, зависит от нынешнего президента, и еще 17% - что это зависит от администрации президента. Борис Владимирович, какие выводы можно сделать из этих данных?



Борис Дубин: Вывод ясный - выборы без выбора. То есть ни по процедуре, ни по содержанию оценок, мнений большей части населения эти выборы не являются выборами. Здесь решает тот, кто указал пальцем на преемника, плюс его окружение, которое контролирует ситуацию и воздействует на нее. Никакого другого варианта население не видит.



Вероника Боде: Как бы вы определили такой тип смены высшей государственной власти?



Борис Дубин: Произвол власти, оформленный, как волеизъявление народа. В Латинской Америке это называется словом e l dedazo от el dedo - палец. Вот кто указал на кого, это и есть решение, но проведено оно, как всенародные демократические выборы, поскольку есть несколько кандидатов, поскольку вроде бы у населения есть свобода выбора. О том, как подбирали кандидатов, кого оставили в конце концов и как распределятся соответственно голоса населения, ну, можно уже сейчас судить. Это выборы без выборов.



Вероника Боде: Судя по данным исследования "Левада-центра", люди понимают, каким путем происходит смена высшей власти в стране?



Борис Дубин: Да, конечно. Но этот путь их, по крайней мере, большинство из них устраивает, потому что устраивает фигура того человека, который производит главный выбор. В данном случае они одобряют не будущего президента, про которого мало что знают, они оформляют сложившуюся ситуацию, в которой видят некоторый определенный курс по сравнению с 90-ми годами, в которых видят (и отчасти это видение подкрепляется массмедиа) сплошной хаос и ужас, а по контрасту с ним - то, что пришло в 2000-е годы, что установилось на нынешний день и чего хотелось бы на ближайшие четыре года, это так называемая "стабильность".



Вероника Боде: Интересно, что от средств массовой информации, по мнению россиян, практически ничего не зависит. Только 2,4% их упоминают. Как вы думаете, почему?



Борис Дубин: Видимо, уже на опыте и декабрьских выборов, да и выборов последних восьми лет, россияне убедились, что решают не средства массовой информации, а решает тот, у кого они в кармане. Выбор произошел, и в этом смысле массмедиа ничего другого не могут сделать, кроме как его протиражировать.



Вероника Боде: Что можно сказать о том типе массового сознания, которое вырисовывается в ваших исследованиях?



Борис Дубин: Это зависимое сознание и сознание, готовое примениться, адаптироваться без особой надежды на улучшение, но держась того, чтобы не стало хуже. Это сознание, я бы сказал, не деятелей, а зрителей и зрителей, понимающих свою зависимость от центрального лица и его окружения во всем, что касается их социальной, экономической, тем более политической жизни.


XS
SM
MD
LG