Ссылки для упрощенного доступа

Выступление Владимира Путина на Госсовете


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода .



Кирилл Кобрин : Президент России Владимир Путин выступил перед Государственным советом. Он представил стратегию развития страны на ближайшие 12 лет. Доклад Путина транслировали ведущие российские телеканалы. В частности, уходящий в отставку президент заявил, что Россия к 2020 году должна войти в пятерку ведущих стран мира по объему валового внутреннего продукта. Некоторые политологи, особенно близкие к Кремлю, называют выступление Путина подведением итогов его президентства, и даже политическим завещанием. За выступлением Владимира Путина следил мой коллега Олег Кусов.



Олег Кусов: Свое выступление президент России Владимир Путин начал с анализа ситуации в стране 8-летней давности.



Владимир Путин : Завершая второй срок работы в качестве президента Российской Федерации, считаю необходимым сказать о том, что было сделано за последние годы, и сформулировать свое видение развития страны на долгосрочную перспективу.


8 лет назад ситуация в стране была крайне тяжелая. Страна пережила дефолт, обесценились денежные накопления граждан. На наших глазах террористы развязали масштабную гражданскую войну, нагло вторглись в Дагестан, взрывали дома в российских городах. Но у людей не было ни отчаяния, ни страха. Напротив, ответом со стороны нашего народа стала собранность и сплоченность.



Олег Кусов: Политолога Дмитрия Орешкина удивило то обстоятельство, что стратегические цели страны ставит уходящий президент.



Дмитрий Орешкин : Вообще говоря, президент, уходящий на покой, не должен перед страной ставить задачи на 12 ближайших лет, это должен делать или вступающий в должность президент, или уж не знаю кто, какой-то лидер политической партии, который надеется на долгосрочное пребывание в руководстве. Когда это делает нисходящий президент, мы, естественно, можем задуматься о том, далеко ли он собирается отойти от властного кормила, если берет на себя ответственность за то, чтобы прописать будущее на 12 ближайших лет. Из этого косвенно можно сделать вывод, что президент все-таки не намерен уходить далеко от государственного кормила, соответственно, берет на себя обязанность выполнять светлые наши перспективы в ближайшем будущем. Насколько это ему удастся сделать, мне судить трудно. Боюсь, что скорее наступает время нисходящего развития экономики, идеологии, государственности, чем вот этого пленительного роста, когда Россия как бы встает с колен. Дело все в том, что как-то нет такого ощущения, что Россия встает с колен где бы то ни было, кроме экономики. А экономика встает с колен как раз скорее вопреки действиям нынешней такой монополистской элиты за счет эффективного действия рыночных рычагов и эффективных реформ, проведенных в "мутные" 90-е.



Олег Кусов: Глава аналитической службы Российского общественного политического центра Святослав Каспэ предполагает, что в высших эшелонах власти продолжаются закрытые дискуссии о будущем России.



Святослав Каспэ : У меня как бы два впечатления от произнесенной сегодня президентом Путиным речи. Первое - то, что эпиграфом к ней могли бы, как и почти ко всему, что происходит в российской политике, послужить слова Виктора Черномырдина. А именно те его слова: "Мы продолжаем то, что мы уже много наделали". То есть на самом деле ничего принципиально нового не прозвучало. Речь, конечно, была произнесена энергичная. Однако практически все темы и сюжеты, которые в ней затрагивались, так или иначе, уже звучали непосредственно из уст президента. Таким образом, это действительно фиксация верности той линии и той ее публичной подачи, которая, собственно говоря, продолжается уже давно.


Тогда возникает второй вопрос. Это и есть второе впечатление. А с чем же была связана такая спешка с подготовкой и широковещательной трансляции этой речи? Ведь еще неделю назад, в отличие от всех обычно традиционных прямых эфиров президента, в программах телевидения ничего подобного не было. Буквально пару дней назад начала распространяться информация о том, что произойдет срочное обращение к нации. Что, конечно, внушало самое разнообразное чувство и вызывало вопрос. Тут, возможно, поможет аналогия с другим недавним политическим событием, а именно с выдвижением кандидатуры Дмитрия Медведева на пост президента, которое также было оформлено с необыкновенной спешностью. С такой, что даже некоторые из участников выдвижения за несколько дней до него не подозревали о том, что им предстоит в нем участвовать.


Обычно такого рода экстренные действия в политике предпринимаются тогда, когда необходимо исключить альтернативный сценарий развития событий. Если происходит энергичное подтверждение верности прежнему курсу, стало быть, имелись какие-то основания предполагать, что эта верность не гарантирована. Конечно, в условиях непубличности реального политического процесса сложно судить, что именно происходило в предыдущие дни. Но, судя по всему, это все свидетельствует о том, что во власти, в верхах ее, ведутся какие-то вполне содержательные дискуссии относительно вектора будущего развития. К сожалению, о несомненно содержательных дискуссий мы можем только догадываться.



Олег Кусов: Говорил политолог Святослав Каспэ. Как всегда президент России уделил большое внимание укреплению национальной безопасности.



Владимир Путин : В ближайшие годы в России должно быть развернуто производство новых видов вооружения, не уступающих по своим качественным характеристикам, имеющимся в распоряжении других государств, а в ряде случае превышающих эти характеристики. При этом расходы на эти цели должны быть адекватны возможностям страны, и не должны выделяться за счет приоритетов социально-экономического развития. Использование новейших технологий потребует и переосмысления стратегии строительства вооруженных сил. Ведь передовые научные разработки в области био-, нано-, информационных технологий могут привести к революционным изменением в области вооружения.



Олег Кусов: Военный эксперт Алексей Ващенко считает, что в период правления Владимира Путина российская армия подверглась разрушению.



Алексей Ващенко : Идет просто развал и разрушение армии, в первую очередь. А то, что касается стратегии, допустим, сейчас, принимаются решения о переводе штаба ВМФ, уничтожение института подводников и уничтожение Академии Петра Великого. Это ключевое звено в подготовке ракетных войск стратегического назначения. Все эти мероприятия по переводу штаба и уничтожению академии, уничтожение Ленинградской военно-морской базы, уничтожение института подводников - все это минимум приведет к изменению структуры вооруженных сил, нанесет просто непоправимый ущерб в духе примерно середины 90-х. Самое главное, это будет стоить для бюджета примерно 50 миллиардов долларов, которых в бюджете нет.


И сейчас уже генералы, маршалы и адмиралы уже не первый раз поднимают перед Путиным эту проблему, но, тем не менее, господин Путин слушает и молчит. Я вам хочу напомнить, что уже был один такой пример знаковый. Тогда господин Путин говорил, что он ни за что не закроет разведывательную базу в Лурдесе на Кубе и, тем не менее, через год эта база была уничтожена. России был нанесен опять-таки огромнейший ущерб. Например, командир полка у нас получает 21 тысячу рублей, а помощник машиниста в московском метро получает 24, когда у нас командующий армией получает 40 тысяч рублей, а машинист в московском метро получает 50 тысяч рублей. Просто все это очередная предвыборная президентская клоунада со стороны господина Путина и компании.



Олег Кусов: Это было мнение военного эксперта Алексея Ващенко.



XS
SM
MD
LG