Ссылки для упрощенного доступа

В какой роли видят россияне Владимира Путина после президентских выборов


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.



Алексей Кузнецов: В какой роли видят россияне Владимира Путина после президентских выборов? Представление об этом дает опрос, проведенный Левада-центром по заказу Радио Свобода и американской компании «ИнтерМедия Сервей Инститьют». О том, что влияет на распределение мнений в ответах на этот вопрос, Вероника Боде беседовала с Борисом Дубиным, заведующим отделом социально-политических исследований Левада-Центра.



Вероника Боде: Борис Владимирович, как вы думаете, что заставляет большинство россиян думать, что Владимир Путин ограничится после выборов ролью председателя правительства?



Борис Дубин: Ну, вроде бы такова официальная версия, которая сейчас предложена, по крайней мере, одна из них, и та, которая проведена с наибольшей последовательностью и имеет вроде бы какие-то черты такого реального сценария. Пробовался вариант национальным лидером, как-то он не сильно получил поддержку населения. Есть еще оценка такая заметная, что я не знаю как, но реально Путин будет руководить страной, а не формально избранный президент, - 18 процентов. Но все-таки победила официальная версия. По крайней мере, большая часть россиян не хочет и не готова сегодня разбираться в том, к каким же переменам это приведет и согласился ли на них Путин и та команда, которая стоит за ним.



Вероника Боде: Чуть меньше 8 процентов респондентов полагают, что Владимир Путин «не знаю как, но снова станет президентом». Цифра небольшая, но все же, что заставляет, по вашим наблюдениям, людей так думать?



Борис Дубин: Вот все-таки неуверенность в том, что Путин согласится на роль лица номер 2. Потому что довольно долго, даже еще в ноябре, когда вроде бы Путин сказал, что он не будет участвовать в выборах, все-таки значительная часть была уверена, что президентом страны все-таки станет Путин. Здесь неготовность расстаться с талисманом, потому что, ну, Медведев, да, на него указали пальцем, но Медведев – это Медведев, а вот Путин – другое дело, мы его вроде как знаем и ему доверяем.



Вероника Боде: А насколько вообще, по вашим наблюдениям, важен этот вопрос для россиян – кто именно станет президентом страны?



Борис Дубин: Какая именно у него будет фамилия – неважно. Россияне видели, что из кармана или из рукава вынимается то одна фигура, то другая, и, в принципе, порядка половина населения сразу соглашалось на поддержку и доверие этой фигуре. Таких фигур было достаточно много, а в последние месяцы появился Зубков, потом появился Медведев, и уже какая у него будет фамилия – не так важно. Здесь важно, первое, что он воспринимается и вся риторика масс-медиа, вся риторика первых лиц государства направлена на то, чтобы убедить население в том, что это означает тот же курс, который сейчас. И во-вторых, что реальный глава нынешнего государства, еще не уйдя со своего поста, тем не менее, высказывается за своего преемника и весь свой нынешний авторитет вкладывает в то, чтобы убедить население в том, что «это вот будет ровно то, что вы хотите, и будет продолжением того, что я сделал и что вы уже одобрили». Поэтому дело не в фамилии, а дело во всей конструкции власти и в уверенности преобладающей части населения, что эта конструкция не изменится, что менять ее не надо, и что она, видимо, оптимальна для той части населения, которая готова проголосовать за ее поддержку.


XS
SM
MD
LG