Патриарху российской сценографии Михаилу Курилко-Рюмину исполнилось 85 лет. В день юбилея в залах Российской академии художеств открылась персональная выставка мастера. Среди работ — макеты и эскизы декораций к спектаклям, поставленным в течение последних трех лет.
Шутка ли, за 60 лет творческой деятельности Михаил Курилко-Рюмин оформил более 160 драматических и оперных спектаклей. Еще он с таких давних пор преподает с Московском художественном институте имени Сурикова, что среди учеников, пришедших поздравить своего педагога, были не только юные существа, но и совсем уже немолодые люди. Традиционно к юбилеям устраивают ретроспективные выставки, стремясь обозначить все вехи творчества. Мэтр решил по большей части представить свой спектакль 2007 года. Это «Гамлет», поставленный на самой сложной для художников российской сцене — на необъятных подмостках Театра Армии. От эскиза к эскизу можно проследить, как менялось сценографическое решение.
Говорит Михаил Курилко-Рюмин: «Вы знаете, ведь есть такое: "Гамлет" — это тюрьма. Мы решили с режиссером, что это скорее должен быть страшный театр, театр жизни, о чем и Шекспир говорил, жутковатый театр. Мы создали такой не мешок, не двор, но какое-то плетеное пространство. Когда я сделал это плетение на холсте, темно-коричнево-красное, не кровавое, нет, но ржавое, и туда ввели немножечко блеска серебра — получилось, это и плетение, но это вроде и кладка странная, жесткая, хотя на холсте. То есть мы не скрываем, что это живопись, но которая рождает какие-то ассоциации. Многие говорили, что "нам в этом пространстве жутковато". И там произошла еще забавная вещь, что в театре надо уметь поймать. Нельзя было сделать ровные вертикальные кулисы, которые как бы продолжали это каменно-плетеное пространство, и кулисы стали наклонными. Ну никак нельзя было их вертикально сделать, а я подумал: может, и хорошо, они дали какую-то усеченность. Это подсказка была чисто техническая, но она мне лично понравилась, и я ее и сохранил».
Михаил Курилко-Рюмин и по отцовской, и по материнской линии происходит из старинных русских родов. Он шутит, что когда выйдет на пенсию, поедет восстанавливать прабабушкино имение под Казанью. Только представить себе этого художника на заслуженном отдыхе очень трудно.