Ссылки для упрощенного доступа

В Петербурге приостановлена деятельность Европейского университета


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Кирилл Кобрин: Тревожная и довольно странная ситуация сложилась в последние дни вокруг известного Европейского университета в Санкт-Петербурге. Деятельность университета приостановлена. Официальный повод - несоблюдение правил пожарной безопасности. Многие журналисты и члены научно-образовательного сообщества считают, что настоящей причиной могла стать одна из программ этого учебного заведения.



Татьяна Вольтская: Обращение ректора Европейского университета Николая Вахтина, помещенное в общей университетской рассылке, выглядит так: "Господа, члены университетского сообщества, в связи с выявленными нарушениями правил противопожарной безопасности 8 февраля сего года судебные приставы вручили мне постановление о временной приостановке учебного процесса. В настоящее время администрация университета делает все, чтобы разрешить эту ситуацию. Пока же с 8 по 16 февраля занятия в Европейском университете отменяются. Прошу всех сохранять спокойствие и чувство юмора. В этой жизни бывает всякое. Ректор".


Почему же всякое случилось именно с Европейским университетом? Может и вправду зданию грозит пожар? Да к тому же Комитет по государственному использованию и охране памятников имеет свои претензии, почему не отремонтированы фасады.



Николай Вахтин: Да, действительно, там была некоторая просрочка. По договору аренды мы должны были осуществить в конце прошлого года ремонт дворовых фасадов нашего здания. Но дело в том, что деньги на этот ремонт нам выделяет город же и мы просили отсрочки в выполнении этих работ до тех пор, пока мы физически не получим деньги от города. Как только получим, эти работы будут выполнены.



Татьяна Вольтская: Какие же претензии были у пожарных?



Николай Вахтин: Претензии были замечательные, на эту тему я могу говорить бесконечно. Отсутствуют три фонарику внизу на вахте, отсутствуют таблички с надписью "при пожаре звонить 01". Это одна категория претензий, собственно, уже исправленная. Вторая категория серьезнее, там захламленные коридоры, на лестнице у нас какие-то коробки валяются. Это тоже исправлено. А третья категория совершенно замечательная, она относится к конструктивным особенностям нашего здания. Например, у нас железная лестница, а не железобетонная, как должна быть по пожарным правилам. Или коридор, скажем, не той высоты, ширины, как надо по пожарным правилам. Или на лестнице XIX века отсутствует естественное освещение. Здание у нас, как вы понимаете, федеральный памятник, охраняющийся государством, ничего мы сделать не можем, не только заменить эту лестницу не можем, мы не можем ее покрасить даже.



Татьяна Вольтская: Все это было бы смешно, когда бы ни грозило прекращением лицензии. Но, конечно, ребенку понятно, что пожарные не приходят просто так.



Николай Вахтин: Передо мной лежат два документа, подписанные ровно одним и тем же пожарным инспектором, документ прошлого года, в котором написано, что все в порядке, в том числе по всем этим позициям, и документ этого года.



Татьяна Вольтская: Где же проскочила настоящая искра возможного пожара? Газета "Коммерсант" обращает внимание на проект "Межрегиональная электоральная сеть поддержки", начатый Европейским университетом в прошлом году на деньги Евросоюза. Им заинтересовались Горизбирком, ЦИК и Госдума, а потом и Генпрокуратура. Да, проект был, но исследовательский, никакой подготовкой наблюдателей он не занимался, говорит Николай Вахтин. Из слов декана факультета этнологии Ильи Утехина можно все же понять, что такие семинары и тренинги были намечены, но эта часть программы была свернута.



Илья Утехин: Комитет по науке и высшей школе указал, что там образовательная составляющая программы не соответствует лицензии, она была тут же отменена, причем до того, как она началась. Там речь шла о том, что какие-то там семинары совместные с политическими партиями и так далее. А то, что эти семинары не соответствуют лицензии, было указано.



Татьяна Вольтская: По мнению главы петербургского "Яблока" Максима Резника, все эти неприятности чисто политического характера. Сотрудники Европейского университета стараются этого не говорить, уладить дело миром, но даже сами события 8 февраля выглядели невесело.



Илья Утехин: Мое впечатление тягостное. Я в пятницу вынужден был остановить лекцию своего коллеги и сказать удивленным студентам (я видел их глаза), что занятия прерываются, и мы не знаем, когда они возобновятся. Это напоминало, конечно, матроса Железняка и "караул встал". После этого пришел судебный исполнитель, и мы помогали ему наклеивать полоску с бумагой и печатью на дверь аудитории, из которой только что вышли студенты. Похоже, что Европейский университет оказывается в центре игры противоборствующих сил, которые просто пытаются использовать эту ситуацию таким образом. Нам бы очень не хотелось, чтобы мы были такой разменной пешкой в этой игре, потому что все-таки это, объективно говоря, лучшее учебное заведение в своем роде в России и, если ради чьих-то политических интересов с этим заведением что-то случится, потомки, скажем так, не простят нам это.



Татьяна Вольтская: Проверки Госпожнадзора в Европейском университете должны закончиться на этой неделе.


XS
SM
MD
LG