Ссылки для упрощенного доступа

Внезапная смерть Бадри Патаркацишвили в Лондоне


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Кирилл Кобрин : В Лондоне внезапно умер известный грузинский предприниматель и оппозиционный политик Бадри Патаркацишвили. Его пресс-секретарь Гуга Квиташвили назвал причиной смерти сердечный приступ. Патаркацишвили было 52 года. Напомню, что он был серьезным политическим оппонентом президента Грузии Михаила Саакашвили. В январе Бадри Патаркацишвили участвовал в досрочных выборах грузинского президента и набрал 7 процентов голосов. Патаркацишвили был другом и партнером другого политического изгнанника, живущего в Лондоне, Бориса Березовского. Он не возвращался в Грузию, так как там ему были предъявлены обвинения в заговоре с целью свержения власти. О странной смерти Патаркацишвили и первых откликах на нее, мой коллега Олег Кусов.



Олег Кусов : В ходе предвыборной кампании в Грузии Бадри Патаркацишвили обвинили в антигосударственном заговоре, покушении на жизнь министра внутренних дел и попытке государственного переворота. Генеральная прокуратура Грузии сегодня сообщила, что все комментарии, связанные с уголовным делом в отношении Бадри Патаркацишвили, будут даны позже, после официального сообщения о его смерти.


Накануне президентских выборов в Грузии разразился скандал, связанный с распространением тайной видеозаписи переговоров между начальником штаба Патаркацишвили Валерием Гелбахиани и директором специального оперативного департамента МВД Грузии Ираклием Кодуа. Разговор был о том, что во время массовых акций протеста оппозиции по поводу фальсификации на выборах, Кодуа должен подтвердить факт нарушений и арестовать министра внутренних дел Вано Мерабишвили. За это Кодуа было предложено 100 миллионов долларов. После огласки этих фактов, обозреватель Радио Свобода Андрей Бабицкий поговорил по телефону с Бадри Патаркацишвили. Их беседа вышла в эфир Радио Свобода 25 декабря прошлого года.



Андрей Бабицкий: Что касается записи, обнародованной властями Грузии, на которой начальник вашего предвыборного штаба якобы договаривается с грузинским чиновником об организации государственного переворота после выборов, это правда? Как вы прокомментируете?



Бадри Патаркацишвили: Я не хочу это комментировать, потому что я не в курсе, что там произошло и как. Я могу сказать вам то, что я знаю. Я знаю следующее, что господин Гелбахиани сказал мне, что вот этот Кодуа хочет со мной встретиться на тему фальсификации выборов и на тему, как ему, этому Кодуа, заработать деньги, и он готов как бы организовать раскрытие преступления, которое называется "фальсификация выборов". У меня была информация о том, что ему будет поручено вбросить на выборах два грузовика бюллетеней (фальшивых, настоящих - непонятно), и за это он просил, чтобы то, что он разоблачит и арестует своего министра, за это просил большие деньги. Мы с ним переговорили, и я сказал, что ради того, чтобы не пострадал народ, ради того, чтобы мы не получили 1991 год в Грузии, ради того, чтобы никто не начал стрелять, убивать и так далее, я готов за его гражданскую позицию, так, чтобы никто не знал, заплатить деньги.



Андрей Бабицкий: Действительно ли оппозиция, как утверждают грузинские власти, в том числе и ваш штаб, планирует вывести людей на улицы в том случае, если вас не устроят результаты выборов?



Бадри Патаркацишвили: Я думаю, что вопрос уже с помощью грузинской власти стал риторическим. Потому что вопрос примерно звучит так - вот если я делаю что-нибудь противоправное, ты восстанешь против этого или нет? Я считаю, что никакого призыва не нужно. Народ сам мудрый и сам поймет, что нужно делать в случае, если его обманывают. Я считаю, что голоса обязательно нужно защитить, и у нас уже на сегодняшний день у всей оппозиции подано несколько сот исков в избирательные комиссии и так далее о нарушениях, которые происходят в ходе избирательной кампании. Но, естественно, народ все это видит.



Олег Кусов : Член научного совета центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что Бадри Патаркацишвили играл на политическом поле Грузии позитивную роль.



Алексей Малашенко: Во всяком случае, это был противовес, это был человек влиятельный, это был человек сдержанный, он не был истериком. И я думаю, если бы он остался не только в жизни, но и в политике, то, как минимум, Грузии бы от этого хуже не было. Это действительно была сильная, незаурядная фигура со специфическими связями за рубежом. И я думаю, что в целом на политической карте Грузии может образоваться, во всяком случае, на протяжении какого-то достаточно значительного времени некий вакуум, некая пустота. Заменить его на сегодняшний день вот так вот быстро - один пришел, другой ушел - по-моему, нельзя. Это, если говорить шахматным языком, тяжелая фигура, это ладья, а может быть, даже и ферзь.



Олег Кусов : Смерть Бадри Патаркацишвили может существенно повлиять на внутриполитическую ситуацию в Грузии. Так считает политолог Сосо Цискаришвили.



Сосо Цискаришвили : Этот факт, конечно, не добавит никаких прелестей руководящей партии, нынешним властям Грузии. Потому что та несправедливость, перед которой оказался Бадри Патаркацишвили за последние месяцы, он будет, соответственно, оценен грузинским избирателем. Тем более, когда власти проповедуют свою основную программу - это борьба против бедности, как раз в этом направлении он и был самым серьезным конкурентом, Бадри Патаркацишвили, для нынешних властей. Конечно, будет переосмысливаться, кто может быть каким-то продолжателем дела Бадри в нынешней грузинской политике. Думаю, что те его однозначные заявления о поддержке существующей объединенной оппозиции найдут отражение и во время парламентских выборов. В любом случае, по-человечески, конечно, очень жалко человека, полного сил и здоровья и, несомненно, патриотического, гражданственно активного человека, который душой всегда болел за развитие Грузии. Думаю, что политические оценки со стороны партийных сил Грузии будут после того, как будет обнародован официальный документ о причинах смерти Бадри Патаркацишвили.



Олег Кусов : По поводу смерти Бадри Патаркацишвили уже прозвучали довольно резкие комментарии из Москвы, связанные с обострением российско-грузинских отношений. Алексей Малашенко считает, что с подобными комментариями спешить не следует.



Алексей Малашенко : Я думаю, что это тема для отдельного разговора, и вот тут надо немножко подождать, такую паузу сделать, вздохнуть, а уже потом комментировать.



XS
SM
MD
LG