Ссылки для упрощенного доступа

Цыганские дома и цена на землю – будут ли цыгане снова кочевым народом?


Ирина Лагунина: Вот уже на протяжении нескольких лет в жизни российских цыган (по переписи 2002 года их насчитывалось около 183 тысяч, а некоторые эксперты полагают, что сейчас их около полумиллиона) происходят весьма драматические события. – Повсеместный снос домов и поселений. Последние судебные решения по этому вопросу в Новгородской области – повод заново рассмотреть эту проблему. Об этом – в материале моего коллеги Владимира Тольца.



Владимир Тольц: Большинство цыган России, стереотипные представления о кочевом образе жизни которых еще сохраняются в массовом сознании, давно уже живут оседло. Перелом ту произошел более полувека назад, когда осенью 1956 года был опубликован Указ Президиума ВС СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», указ, приравнявший кочевых цыган к тунеядцам и поставивший вне закона их кочевой образ жизни. Во исполнение этого указа власти на местах стали всячески побуждать цыган к оседлости, требовать от них официального трудоустройства, запрещать и преследовать их традиционные промыслы, вроде гадания и некоторых кустарных ремесел. Но при этом им либо выдавалось казенное жилье, либо предоставлялись возможности построить собственное.


В последние годы этот процесс отчасти пошел в обратном направлении. Во многих областях России – в Архангельской, Калининградской, в Сибири и на Урале прослеживается тенденция к сносу по инициативе властей цыганских домов и поселков. Показателен пример новгородского райцентра Чудово, где еще в 2006 году было вынесено судебное решение о принудительном сносе жилых домов цыган, как «незаконно построенных». «Это политическое решение», — заявил тогда местный прокурор. В Чудово на ту пору проживало более полутора тысяч цыган. Они при помощи правозащитников пытались (пока безуспешно) оспорить это «политическое решение» в различных судебных инстанциях. Судебное решение, вынесенное 13 февраля, опять не в их пользу. Говорит Юрист Антидискриминационного центра Марина Носова:



Марина Носова: К сожалению, удовлетворили иск администрации о сносе двух домов.



Владимир Тольц: Речь идет об очередных двух домах в так называемом Малом таборе в Чудово, где весной 2007 года уже было снесено 8 домов. Ныне готовятся иски о сносе как «самострое» еще 14 цыганских домов, постройка которых в свое время не была официально зарегистрирована. Какие же пути юридического решения этого вопроса возможны в дальнейшем?



Марина Носова: Мы обсуждали вопрос с адвокатом. Во-первых, решение будет обжаловано в новгородский суд, то есть может быть оно будет отменено. Во-вторых, администрация обещает предоставить 14 участков для семей, дома которых будут снесены, в соседней деревне Придорожная. Планируется снести все, потому что якобы все эти дома находится в санитарной зоне асфальтового завода.



Владимир Тольц: Решение о сносе цыганских строений, принятое ныне в Новгородской области не единично. На прошлой неделе аналогичное решение зафиксировано и в Ярославской области.



Марина Носова: Было одно решение принято и оно было очень странным. Мы еще не знакомились с ним, не получили копию. Известно только, что неудовлетворен как иск администрации о признании самовольными постройками, так и встречное заявление по признанию права на землю и на строения со стороны ответчиков, то есть цыган.



Владимир Тольц: Что же означает это судебное решение: Что дома сносить нельзя, но и жить в них цыганам тоже не разрешено?



Марина Носова: В настоящий момент такое решение принято странное, хотя хотелось бы с ним ознакомиться, чтобы как-то комментировать. Мне, честно говоря, не совсем понятно, как в обоих исках было отказано.



Владимир Тольц: Говорила юрист Антидискриминационного центра Марина Носова. Эксперт Санкт-Петербургского общества «Мемориал» Стефания Кулаева считает, что вопрос о сносе цыганских поселений встает в Российской Федерации тогда, когда в получении земли заинтересовано местное чиновничество или предприниматели.



Стефания Кулаева: Сейчас продолжается ряд судов, начавшихся год и более назад в разных регионах Российской Федерации. Первоначально мы работали на северо-запада, в Архангельске, в Калининградской области. Сейчас наш проект очень сильно расширился, поскольку возникла такая потребность. Оказалось, что в очень многих частях России именно под угрозой оказались дома сотен тысяч людей.



Владимир Тольц: Стефания Борисовна, и «Мемориал», и Вы лично, как эксперт по проблемам российских цыган, говорите об этом уже не первый год. И уже не первый год решения о сносе цыганских домов рассматриваются в различных российских судебных инстанциях. Более того, уже и до Европейского суда по правам человека добрались… Ну, а результат?



Стефания Кулаева: Действительно, одно дело в Калининградской области уже подано и принято к рассмотрению европейским судом по правам человека в Страсбурге в силу того, что на уровне внутренних юридических возможностей ничего сделать не удалось. Мы надеемся, что в других случаях, где мы инициировали суды в защиту цыган и их домов, возможно все-таки более мирное решение это конфликтной ситуации.



Владимир Тольц: Судебные баталии по поводу жилья цыган вспыхивают в самых разных точках России. Где сейчас наиболее горячие точки, и на что вы, поддерживая цыганские иски в судах, рассчитываете?



Стефания Кулаева: Для нас сейчас самое актуальное – это те поселения, которые пока существуют, но находятся в непосредственной угрозе сноса. Я говорю о городе Ярославле и о Новгородской области, городе Чудово. Там очень большие цыганские поселки, достаточно традиционные давно существующие. И по традиционной, к сожалению, схеме администрация местная подает иск в суд о сносе в связи с незаконностью постройки. Возможны некоторые пути защиты, как идеально было бы сохранить возможность существования этих домов, так и приемлемый, хотя и менее вероятный вариант, если неизбежен снос, то предоставление достойной альтернативы хозяевам.



Владимир Тольц: Цыганам нелегко дался переход к оседлости. Многих тянуло к кочевью. Можно ли нынешний снос их жилья рассматривать как импульс возвращения к традиционной кочевой цыганской культуре?



Стефания Кулаева: Возврат к традиционной культуре в условиях, в которых люди находятся, практически невозможен. Понятно, что кочевать в кибитке просто негде, нет таких дорог. Кочевать как в Западной Европе, сама была в таком таборе во Франции, на «Мерседесах» с роскошными прицепами нужны гораздо большие средства, чем те, которыми располагают люди, которых сейчас сносят. И лишение домов – это не возврат к тому, что было, хорошо это или плохо, а это бездомность. Это очень похоже на, что мы наблюдаем, в России, как известно, несколько миллионов бездомных людей и сносом цыганских поселков наша власть пополняет эту армию, притом, очень многодетными семьями. Все-таки большинство вот этих потерявших жилье, работу и привязку к какой-то стабильности людей просто бездомных – это одинокие люди. В данном случае мы говорим о многодетных семьях.



Владимир Тольц: Стефания Борисовна, вы отстаиваете права цыган уже не первый год. Снос цыганского жилья тем временем продолжается. Каковы перспективы?



Стефания Кулаева: На самом деле многое зависит от того, как нам кажется, насколько разумную и взвешенную позицию занимают власти на местах. Есть некоторая надежда, что именно обилие судов в разных регионах России поможет и федеральной власти осознать необходимость принять какого-то концептуального решения. Потому что когда ситуация отдана на откуп каким-то местным людям, то возможен произвол, волюнтаризм. Это имеет место. То есть мэр Донской, который выгнал очень благополучных и безопасных людей, которые жили в Архангельске, сам осужден и признан нарушителем уголовного кодекса. Тем не менее, люди уже пострадали и пострадали по воле местного неквалифицированного человека. Мы надеемся на лучшее решение на местах, надеемся на мудрость Белгородской, Ярославской области. И уже есть один положительный пример – это Тюмень, где возникла ситуация, в которой может быть никто не виноват. Громадный цыганский поселок, даже два были на окраине города, город динамично растет, очень большой, богатый. Фактически эти бедные хижины оказались практически в центре города. Конечно, снос в этой ситуации логичен, там будет строиться громадный гипермаркет на этом месте. Но благодаря переговорам с властями и инвесторам застройщикам договорились о том, что будут предложены достойные альтернативы, достойные компенсации и даже власть гарантировала нам своим именем контроль за ситуацией со стороны инвестора. Хотелось бы, чтобы в других регионах принимались не менее разумные решения.



Владимир Тольц: Так считает эксперт «Мемориала» по проблемам цыган Стефания Кулаева


XS
SM
MD
LG