Ссылки для упрощенного доступа

Рассказ о работе уральской народной ассамблеи – или рассказ о том, как строится настоящее местное самоуправление


Ирина Лагунина: Построенная в России вертикаль власти практически не оставила места для реального местного самоуправления. Между тем именно власть на местах может сделать жизнь красивой, удобной и доброжелательной по отношению к обществу и людей – по отношению друг к другу. По крайней мере, об этом свидетельствует опыт западных демократий. О попытках создать такую систему на местах в России рассказывает Людмила Алексеева.



Людмила Алексеева: Представляю вам моего собеседника – это Василий Мельниченко. Он живет в селе Галчинское Камышловского района Свердловской области. Василий очень энергичный человек, обуянный мечтой сделать жизнь людей лучше в нашей стране, но прежде всего в своем селе. Такой цели невозможно добиться в одиночку. Василий активно участвовал в создании общественной организации Уральская народная ассамблея и стал ее председателем. Эта организация объединяет сельские некоммерческие общественные организации уральского региона, чтобы, как записано в уставе ассамблеи, преодолеть деградацию сельской местности. Год назад Василий в составе делегации таких же сельчан-энтузиастов как он был приглашен в Соединенные Штаты по программе «Открытый мир».



Василий Мельниченко: Я как раз для себя поставил самой такой важной целью ознакомиться с работой местного самоуправления в Америке, как оно обустроено и особенно, что самое для меня было интересно - это именно сельская местность. Первый день мы были в Соединенных Штатах Америки в Вашингтоне, я просто попросил, чтобы немножко скорректировали и именно сделали так, чтобы я мог познакомиться с жизнью глубинки, именно самой такой сельскохозяйственной, типичной, где много производства сельского, где много поселков сельских, деревень.



Людмила Алексеева: Какой штат вам предложили посетить?



Василий Мельниченко: Штат Нью-Йорк, северную часть, он и по климату нам похож к России. У них так хорошо устроено местное самоуправление, для меня, во всяком случае, показалось, я бы его посчитал за пример, за основу брать всем. Классически считают, что это англосаксонского типа, меня не интересует как, мне было важно то, что внешне оно смотрелось красиво. Красивые поселки. Даже самые маленькие деревни очень уютные, очень красиво и грамотно расселенные. Я увидел другой тип обустройства села. Дом от дома триста-четыреста метров, двести метров, что мне понравилось. Да, есть поселки, но это уже городского типа, где домики недалеко один от другого.



Людмила Алексеева: А вы относите такое удобное расселение как достижение местного самоуправления?



Василий Мельниченко: Это и есть местное самоуправление, так, как они хотели, так они обустроили свою власть и так они свою жизнь обустраивают. Вот такие приятные дороги, вот такие хорошие дома, вот такое производство. Это, конечно, местное самоуправление. Я судил по тому, когда я многих спрашивал на местах муниципалитет и просто жителей, с которыми знакомился, я их спрашивал: когда, допустим, беда случится в городе, прорвет трубу, канализацию, еще чего-то, то пишут ли они письма своему президенту? Оказалось, что они не пишут письма президенту по таким случаям.



Людмила Алексеева: Почему?



Василий Мельниченко: Они обращаются в свой муниципалитет, муниципалитет тут же отреагирует и начнет исправлять ситуацию. Меня очень интересовало у них, как формируется бюджет - это очень важно по той причине, что, наверное, когда-то бывает дефицит бюджета. Когда я спрашивал: а есть у вас дефицит? Да вы что, такое только в страшном сне снится нам. Мы стараемся так работать, так строить бизнес, чтобы те налоги, которые нам положены здесь собирать и оставлять для нужд местного самоуправления, чтобы нам хватило этих денег на абсолютно все самые важные жизненные проблемы для этой территории, для этой улицы, для этого села. Я ознакомился с документацией, как это происходит, мне понравилось. Мне очень понравилось то, что они малыми силами чиновьего аппарата исполняют так много функций, так много поручений, которые им дает население, граждане, которые их избирают.



Людмила Алексеева: Мало чиновников?



Василий Мельниченко: Как пример: допустим, район около города, 66 тысяч населения, 19 населенных пунктов имеют всего лишь три налоговых инспектора на весь район. В сравнении со мной - 101 инспектор, это мой Камышловский район и город вместе взятый, где всего 56 тысяч населения. То есть у нас меньше населения, но в 30 раз больше налоговых инспекторов. Более того, я вам скажу, мы собираем денег значительно меньше, чем они со своей территории, потому что у них на территории работают предприятия, которые как раз обеспечивают территорию за счет налогов. Если еще сравнить, допустим, штат полицейских, их всего 22, один федеральный инспектор, к которому можно обращаться с какими-то вопросами уровня федерального. Не ехать в Москву, не писать письма в правозащитные организации, а конкретно он сотрудник федеральной службы полицейской, к которому можно обратиться.



Людмила Алексеева: Чтобы не ехать в столицу штата?



Василий Мельниченко: Да, это такой, как полпред президента, как я понимаю. Только у нас все равно, чтобы обратиться к полпреду, надо ехать не в Екатеринбург, а в Москву, потому что все равно все в Москве решается.



Людмила Алексеева: Что еще вам там понравилось?



Василий Мельниченко: Бюджеты прекрасно собираются. Работа муниципальных руководителей очень престижная. Но мало денежная в отличие от нас. Почему у нас, допустим, конкурс на должность мэра города, мэра района? Люди хотят устроиться на работу и нормально жить за счет этой должности, то есть и зарплата приличная, пенсия однозначно будет выше, чем других работников. Если уровень берем малых муниципалитетов, то у мэра района или города маленького зарплата сорок тысяч, а у крестьянина четыре тысячи всего. Стремятся не для того, чтобы чего-то этот человек достиг и хочет сделать лучше еще для своих, он имеет какую-то программу, нет, этого у нас, к сожалению, очень мало.



Людмила Алексеева: Еще может быть и мысли, что кроме зарплаты хорошей можно иметь доходы на откуп.



Василий Мельниченко: В первую очередь устроить свою семью на работу – это однозначно. То есть племянники, дети, всем будут созданы отделы, подотделы, специальные какие-то комиссии, куда всех устроят на работу на бюджет – это само собой. Поэтому муниципалитеты у нас страшно расширенные бюрократические аппараты, малокомпетентные. И потом еще одно, что мне было приятно и понятно, что я бы в какой поселок не заехал или в город вывеска одна - совет города, совет деревни такой-то, совет поселка. То есть я сделал вывод, что в Америке абсолютно нормальная советская власть, вся власть принадлежит советам. И они все решают и решают достаточно успешно в обустройстве жизни своих граждан. А что касается зарплаты, то служащие мэрии значительно проигрывают тем, кто работает на заводах, коммерсантам и другим, значительно проигрывают. Но в общем-то в мэры, на такие должности у них идут люди состоявшиеся.



Людмила Алексеева: То есть у них есть на что жить?



Василий Мельниченко: Конечно. И они хотят показать и доказать, что они могут не только для себя обустраивать что-то, но и для окрестных людей они действительно будут полезны. Вот то очень важно, чтобы у нас в России люди начали воспринимать.



Людмила Алексеева: Я согласна с Василием, что выборные должности должны занимать люди, одушевленные идеей служения, а не улучшения своего материального положения.
XS
SM
MD
LG